Статьи » Семья у селькупов » Архаическая семейная община – братская семья

Архаическая семейная община – братская семья
Страница 2

Жилища и кладбища

О существовании в прошлом значительных групп людей, которые вели общее хозяйство, свидетельствует и характер старых жилищ и кладбищ. В ареалах расселения селькупов в разное время были обнаружены остатки землянок довольно крупных размеров. К их числу относятся, в частности, остатки трехкамерных жилищ, найденные А.П. Дульзоном в Асиновском районе Томской области.

Однако сам по себе характер жилищ мало того, что сказал бы о структуре проживавших в них семей, если бы не особенности захоронений прежних обитателей этих жилищ. Выяснилось, что у селькупов бытовала традиция, согласно которой покойника хоронили рядом с ранее умершими братом или дядей.

Магические воззрения

Реликты особых отношений, объединявших братьев, дядьев и племянников, проявлялась (в позднее время) в некоторых обычаях и религиозных воззрениях селькупов. Так, в любом случае исключалась нанесение вреда (реальными или магическими действиями) брату, племяннику, дяде. Рассказывая, например, о поиске вещей, пропавших во время отсутствия хозяина, М.Н. Кусамин говорит: «Я прихожу и, спрошу его, который висел, шайтан: «Кто уворовал? » Бросаю его… и спрашиваю (при подбрасывании называлось имя подозреваемого). Если вверх лицом, значит, верно. Я спрашиваю: «Брат или другой человек?» Если брат, я ничего не сделаю. Брата нельзя уничтожить».

Дяди и племянники

Дядя являлся покровителем по отношению к племяннику. В случае женитьбы селькупа функции свата выполнял брат его отца. Он же принимал участие в составлении калыма. Если брат умер, то детей его брат кормить должен как своих.

В свою очередь, племянники (и племянницы) должны были заботиться о своих престарелых и нетрудоспособных дядьях. Общественное мнение осуждало негативные проявления по отношению к дядьям столь же безоговорочно, как и дурное отношение детей к родителям.

Наследственное право

Специфика внутрисемейных отношений отразилась и в зафиксированных деталях наследственного права. По поводу порядка наследования у селькупов Н. Костровым в первой половине XIX в. было зафиксировано следующее: «Скот, олени и собаки, а равно рыболовные и звериные снасти поступают к детям покойного под управлением старшего брата». Это свидетельство указывает на сочетание в наследственном праве селькупов двух тенденций: с одной стороны, наследниками являются дети покойного, с другой «управляет» наследством его брат.

В устной традиции селькупов до настоящего времени сохранилось представление о естественности наследования как по прямой, так и по коллатеральной (побочной) линии. Так, говоря о наследственности владении охотничьими угодьями, информаторы отмечают: «Это как родовые места. От сына к сыну и брату идет. По роду передают».

Итак, по материалам XIX - начала XX в. у селькупов выявляется специфическая форма семейной организации. Это семья, во главе которой стояла группа мужчин, родных и коллатеральных братьев. Они совместно владели средствами производства и имуществом, ведали организацией производственных процессов и в то же время на равных участвовали в труде. Потребление всех продуктов труда в семье было коллективным. Наследование осуществлялось совместно следующим поколением мужчин (сыновьями и племянниками мужчин старшего поколения), фактическим субъектом наследования являлась в их лице сама братская семья. Равному положению сыновей и племянников при наследовании соответствовали их одинаковые обязанности по отношению к старшему поколению - отцам и дядьям.

Данная форма семейной организации отражает тот этап в развитии общества, когда ведущая роль мужчины в семье сочеталась со значительным влиянием материнско–родового права в родстве и наследовании - ближайшими родственниками считались мужчины-братья.

Братская семья в XIX и особенно в начале XX в. являлась у селькупов уже исчезающей формой семейной общины. Закономерен, однако, вопрос: с чем объективно связана именно такая структура больших производственных коллективов? Дело в том, что структура братской семьи не предусматривает раздела (выдела). Исключением является случай, когда ее численность начинает значительно превышать величину, оптимальную с точки зрения хозяйственной деятельности. Смерть любого из членов семьи не нарушает стабильности ее структуры в целом. Поэтому именно братские семьи преобладали у селькупов в тот период, когда фактор стабильности семейно - трудового коллектива играл решающую роль, реально гарантируя существование индивида.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Русский костюм XVIII века
В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, "немецкие", моды отвергались. Замена русского платья общеевропейским модным ...

Татарские поселения и усадьбы
Поселения Аулы астраханских татар основывались по берегам рек, заливов (ильмень), протоков (ерик) и озер, а часть при трактах. Форма заселения сказалась и на типе планировки: застраивались одноуличны ...

Проблемы Иле-балхашского региона- основная геоэкологическая проблема юго-восточного Казахстана
С началом интенсивной хозяйственной деятельности в бассейне нарушился естественный режим экосистемы, включая гидрологический режим озера Балхаш. Нарушения гидрологического режима озера были бы значит ...