Воспитание детей
Воспитание и обучение детей, подготовка их к самостоятельной жизни являлись у селькупов главным образом делом семьи. При этом основное внимание уделялось обучению навыкам производственной деятельности.
Игры детей уже в раннем возрасте носили подражательный характер. Мальчику давали лук с деревянным наконечником – родители прекрасно осознавали, что «промысел – это великая и сложная наука, обучаться которой нужно с самого детства».
К промысловой деятельности приучали в 8-9 лет, обращению с огнестрельным оружием начинали учить с 10-11 лет. Обучение охотничьему промыслу продолжалось 3-5 лет. Самостоятельная охота в зимнее время практиковалась с 15-16 лет, при этом первое время юноша обязательно охотился с кем-нибудь из старших. К этому времени юноша уже самостоятельно охотился и рыбачил, изготовлял и ремонтировал охотничьи ловушки и рыболовные снасти, умел построить жилище, управлялся с оленями и лошадьми. В 17 лет юноша уже мог быть главою семьи.
Девочка постигала свои будущие обязанности с помощью матери. Уже в раннем возрасте, играя с куклами, она училась шить для них одежду. В дальнейшем она улилась выделывать шкуры, прясть нитки, кроить и шить одежду. В 10-11 лет девочка заготавливала дрова, гнилушки, помогала матери в приготовлении пищи. Учили ее и охоте на пушных зверей. К 13-14 годам селькупка обладала необходимым минимумом хозяйственных знаний и могла самостоятельно вести дом.
Неравноправность мужчины и женщины находила отражение и воспитании детей: на дочерей отец почти не обращал внимания. Только мать могла иногда приласкать девочку, чтобы никто не видел. За малейшую шалость отец наказывает ее ремнем, тогда как мальчик не слышит слов «этого нельзя» или «это нехорошо». Воспитываясь в такой атмосфере, юноши усваивали пренебрежительное отношение к женщине, которое проявлялось в дальнейшем.
В семье ребенок постепенно постигал нормы поведения в обществе. Детям внушалась недопустимость воровства, нарушения сроков охоты, убийства, прелюбодеяния, ложной клятвы и т.д. Известную роль играла публичность наказания виновных – на экзекуциях присутствовали дети.
Наставления родителей и сама практика общения побуждали детей быть тактичными с окружающими и почтительными к старшим. Традиция почтительности к старшим воспитывалась в детях сказками, которые во множестве рассказывали им старики.
В случаях, когда поведение подростка выходило за рамки общепринятых норм и родители не могли сами справиться со своим чадом, на помощь приходили соседи.
Итак, воспитание детей осуществлялось так, что обеспечивало трансляцию устоявшихся норм от одного поколения другому. Главным было усвоение традиционных понятий, навыков и установок.
Другое по теме:
Административное деление
Брянская область Рисунок 1. Брянская область Брянская область была выделена в отдельный регион Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 июля 1944 года, входит в состав Центрального федерального окр ...
Интервью
Интервью - наряду с анкетированием одна из разновидностей опроса при этнографических и этносоциологических исследованиях. В отличие от наблюдения и анкетирования интервью предполагает личную беседу и ...
Характеристика рекреационного потенциала, степень
развития туристской инфраструктуры и материальной базы туризма в Прибайкальском
рекреационном районе
Прибайкальский рекреационный район является одним из самых богатейших по природным ресурсам регионов России. При рассказе о рекреационном потенциале района в первую очередь необходимо остановиться на ...