Статьи » Музыкальная культура Астрахани » Под эгидой музыкального общества

Под эгидой музыкального общества
Страница 1

В 1859 году в России усилиями страстных пропагандистов искусства и талантливых организаторов во главе с А. Г. Рубинштейном возникло Русское музыкальное общество (РМО). За немногие годы оно добилось открытия нескольких консерваторий (начиная с Петербургской и Московской), музыкальных училищ и музыкальных классов. Одновременно налаживалась систематическая концертная работа в крупных культурных центрах. (Активная деятельность РМО всколыхнула всю страну, усилив повсюду интерес к музыке и музыкальному образованию.

Вероятно, не без влияния РМО возникло летом 1885 года и Астраханское музыкально-драматическое общество. Однако его основателями и членами в первые годы были исключительно титулованные или другие знатные особы, проживавшие в то время в городе. Такой состав руководителей сузил задачи, выдвинутые обществом, и обусловил односторонний характер их выполнения.

В каждом сезоне общество проводило до десятка мероприятий, именовавшихся чаще всего очередными вечерами или литературно-музыкальными собраниями. Это были закрытые любительские концерты, на которые члены общества приводили гостей по своему усмотрению (посетителей насчитывалось до 3000 в год). Основными исполнителями были сами же члены общества, но обычно приглашались и профессиональные артисты. Помимо сольных номеров (преимущественно вокальных практиковались выступления хоровых и инструментальных коллективов. Так, в первые годы при обществе существовал небольшой любительский хор. Руководил им А. И. Канжинский, до этого возглавлявший хоровые и оркестровые коллективы в Москве, Казани и Самаре. Он принимал участие в концертах как солист-скрипач, а также дирижировал оркестром стоявшей в городе части терских казаков. Состав этого оркестра пополнялся любителями, что давало возможность выступать с симфоническими произведениями (исполнялись оперные увертюры Глинки) добавим, что музыканты-любители образовали также камерные инструментальные ансамбли — трио и квартеты. Однако публичные концерты с открытым доступом для всех желающих организовывались не чаще одного раза в сезон и не каждый год. Посещались они плохо, причиной был их невысокий художественный уровень. Развитие концертной деятельности требовало организации на месте музыкального образования и привлечения в Астрахань музыкантов-профессионалов из других городов.

Открытие музыкальных классов, предусмотренное в уставе общества, переносилось с года на год из-за отсутствия средств. Поскольку для этой цели недоставало членских взносов, а устраивавшиеся концерты не приносили дохода, то лишь возлагались надежды, что когда-нибудь заявятся несколько добровольных членов-покровителей и внесут согласно уставу не менее 500 рублей каждый. Однако среди местных рыбопромышленников и купцов, многие из которых наживали несметные богатства, не было меценатов, готовых пожертвовать сумму.

Бескорыстную помощь столь важному начинанию оказали гастролировавшие в Астрахани профессиональные музыкальные коллективы. Так, гостившая здесь в мае 1889 года капелла известного певца и хорового дирижера Д.А. Агренева-Славянского, приехавшая с популярными в то время программами «Русских концертов», дала выступление в зимнем театре в фонд астраханских музыкальных классов. В августе украинская музыкально-драматическая труппа под руководством видного писателя и театрального деятеля М. П. Старицкого закончила свои гастроли в саду «Аркадия» сборной программой, весь доход от которой был передан в тот же фонд. К этим благородным поступкам прибавились, наконец, и пожертвования частных лиц (в первую очередь рыбопромышленника Ф. И. Базилевского). В сентябре 1889 года долгожданные музыкальные классы открылись.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Кулинария
В составляющем элементе материальной культуры–народной кулинарии– достаточно стойко сохраняются черты этнической специфики грузин. Основу традиционного питания грузин составляли молочные и растительн ...

Станица Атаманская (градофорпостинская)
Рассмотрим станицу так, как это историческое место расположения проектируемого объекта. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона за 1893 год описывает станицу так. «Городофорпостинская станица на ...

Флора Крымских гор
Благодаря сложному рельефу и разнообразным климатическим и метеорологическим условиям, в Крымских горах представлено большое разнообразие растительности на небольшом пространстве. Если рассматривать ...