Статьи » Место и роль России в мировом сообществе » Внешние экономические связи России

Внешние экономические связи России
Страница 1

Внешнеэкономическая деятельность РФ осуществляется в разных формах - в виде научно-технического, инвестиционного сотрудничества, сотрудничества в области информационных и других услуг и т.п. Однако основной формой во внешнеэкономических связях России с зарубежными странами является торговля.

Внешняя торговля Российской Федерации отличается своеобразием объемов, товарной структуры, составом участников.

В 1997 г. объем внешнеторгового оборота страны составил 155,1 млрд долларов, в том числе экспорт - 87,5 млрд долл., импорт - 67,6 млрд долл., сальдо торгового баланса было положительным - 19,9 млрд долларов. По размерам внешнеторгового оборота Россия значительно уступает не только ведущим торговым державам мира - США (1588 млрд долл), ФРГ (953), Япония (760), Великобритания (588), Франция (555), Италия (448), Канада (415), Нидерланды (371), Китай (325) и др., но и некоторым из развивающихся, новых индустриальных стран - Южная Корея (281 млрд долл), Сингапур (257), Тайвань (240), Мексика (223), Малайзия (157). Доля России в мировом товарообороте не достигает и 1,5%. Несмотря на небольшой удельный вес в мировой торговле, ее значение для самой России очень велико, так как полученные от внешнеторговой деятельности доходы создают материальную основу, необходимую для структурной перестройки и дальнейшего развития экономики страны.

Современная структура внешней торговли России в полной мере отражает характер ее участия в международном разделении труда. Она складывается преимущественно из топливно-сырьевой международной специализации российской экономики и одновременно низкого международного значения продукции ее машиностроения, легкой и пищевой промышленности и сельскохозяйственного сырья. Поэтому товарная структура российского экспорта имеет ярко выраженную топливно-сырьевую направленность - ведущую роль играет вывоз сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа (их доля в экспорте страны составила в 1997 году 46%), черных и цветных металлов, драгоценных камней и изделий из них (более 26%), продукции химической индустрии (около 8%), леса и лесоматериалов (около 5%) при незначительной роли в вывозе машин и оборудования (8%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (3%), текстиля и текстильных изделий (1%) и пр.

Россия является одним из ведущих мировых экспортеров топлива, черных и цветных металлов, ряда сырьевых товаров. Особенно велика ее доля в мировом экспорте природного газа, алюминия, никеля, меди, цинка. В 1997 г. она экспортировала 90% общего объема отечественного производства алюминия, 85% - целлюлозы, 80% - меди, 72% - минеральных удобрений, 70% - продукции черной металлургии, 43% - сырой нефти, 40% - никеля, 36% - природного газа, 35% - алмазов, 34% - нефтепродуктов, 23% - круглого леса, 11,6% - каменного угля и др. Решающая роль в формировании этих видов экспортной продукции России принадлежит Западно-Сибирскому (нефть, природный газ, уголь, черные и цветные металлы), Восточно-Сибирскому (лес, лесоматериалы, продукция целлюлозно-бумажной промышленности, алюминий, никель, медь и др. цветные металлы), Дальневосточному (лес, целлюлоза, алмазы), Северному (природный газ, апатиты, лес и пиломатериалы, целлюлозно-бумажная продукция), Поволжскому (нефть и нефтепродукты, природный газ) и Уральскому (природный газ, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, черные и цветные металлы) районам.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Обычаи, обряды, праздники
В общественной и семейной жизни азербайджанцев до начала XX века сохранялись многочисленные пережитки полуфеодальных, полупатриархальных отношений. Согласно этим представлениям глава семьи был полнов ...

Вывод
Благодаря всем выше перечисленным исследованиям Дагестан стал одним из наиболее изученных районов страны. Все же не стоит останавливаться на достигнутом, а идти дальше включая в работу смежные дисцип ...

Деловой этикет
Немаловажным в деловых отношениях с зарубежными коллегами является знание и уважение правил и традиций их родной страны. В Италии деловые переговоры начинаются с обмена визитными карточками, так что ...