Внешние экономические связи РоссииСтраница 2
Очень низкий удельный вес машин и оборудования в российском экспорте (для сравнения: доля машинотехнической продукции в экспорте Японии в середине 90-х годов составляла 96%, Швейцарии - 93%, Тайваня - 93%, Южной Кореи - 92%) - свидетельство не столько емкости внутреннего рынка, способного поглощать подавляющую часть отечественной машинотехнической продукции, сколько слабой ее конкурентоспособности на мировом рынке (исключение - производство вооружения и некоторых других высокотехнологических производств). В структуре российского импорта, напротив, преобладает продукция машиностроения (в основном легковые автомобили, бытовая техника, различные виды машин и оборудование для хозяйственных отраслей), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (доля этих двух товарных групп в структуре импорта России в 1997 г. составила соответственно 37,9 и 27,1%).
В российском импорте продовольственных товаров преобладают мясо и мясопродукты, сухое молоко, сливочное масло, кондитерские изделия, цитрусовые, чай, кофе, алкогольные напитки, пшеничная мука, растительное масло, сахар-песок.
В географии российской внешней торговли (экспорта и импорта) превалируют страны дальнего зарубежья, их доля во внешнеторговом обороте страны доходит почти до 80%. В сравнении с ними удельный вес стран СНГ невелик и составляет всего 22,2% ее внешнего товарооборота.
В экспортно-импортных операциях России с дальним зарубежьем доминируют промышленно развитые страны (в 1997 г. на их долю приходилось 67% российского экспорта и 70% импорта), которые и являются основными потребителями ее топливно-энергетических и сырьевых товаров и одновременно основными поставщиками оборудования и передовых технологий, продовольственных товаров, медикаментов и других видов готовой продукции. Особенно интенсивно развивается торгово-экономическое сотрудничество России с европейскими странами (доля Европейского региона во внешнеторговом обороте России превышает 50%). Этому благоприятствуют географическая близость и связанные с этим низкие затраты на транспортировку товаров, развитая сесть наземных путей сообщения (трубопроводы для поставки российской нефти и газа, железнодорожные и шоссейные магистрали), наличие морских выходов в Зарубежную Европу и др. Большая часть товарооборота России в Европейском регионе приходится на страны Западной Европы (более 32% экспорта и 36% импорта Российской Федерации). Крупнейшими внешнеторговыми партнерами России среди западноевропейских стран являются Германия (объем взаимной торговли между странами в 1997 г. составил 13,1 млрд долл., в том числе российский экспорт - 6,5, импорт - 6,6 млрд долл), Италия (16,2; 3,6; 2,6), Нидерланды (5,7; 4,5; 1,2), Финляндия (4,7; 2,6; 1,9), Великобритания (4,3; 2,8; 1,5), Франция (оборот - 3,2 млрд долл., экспорт - 1,6; импорт - 1,6 млрд долл).
В структуре экспортной продукции России в страны Западной Европы преобладают энергоносители (нефть, природный газ), цветные металлы (медь, алюминий, никель, магний, олово и др.), черные металлы, лес и лесоматериалы, продукция химической промышленности. Изделия машиностроения из-за низкого качества занимают незначительный удельный вес. Импортирует Россия из этих стран в основном машинно-техническую продукцию (автомобили, электротехнические изделия, станки, изделия точной механики и оптики, разнообразное технологическое оборудование и др.), изделия легкой промышленности (ткани, одежда, обувь), фармацевтики и косметики, бытовой химии, искусственные материалы, мебель, продовольственные (мясные, овощные и фруктовые консервы, кондитерские и-макаронные изделия, вина, соки и др.) и сельскохозяйственные товары. Так, в импорте из Германии доля машинно-технической продукции превышает 60%, доля продовольствия составляет 18%; в импорте из Италии на машинно-техническую продукцию приходится более 50% стоимостного объема ввоза в Россию, а доля товаров народного потребления (мебель, одежда, обувь) составляет 20%, продовольственных товаров - 10%; в импорте из Великобритании, Франции, Швеции также высокий удельный вес машин и оборудования (50-60%), товаров широкого потребления и продовольствия (15-20% на каждую группу товаров).
Другое по теме:
Экономическое положение в XVII–XVIII веках
В XVII–XVIII столетиях развиваются мелкое товарное производство, возникают мануфактуры, ширится специализация городов и уездов по производству различных товаров, начинает складываться всероссийский р ...
Расположение и климат
Но́вая Зела́ндия (англ. New Zealand, маори «Aoteoroa» - "Длинное Белое Облако")— страна в юго-западной части Тихого Океана, расположенная на двух крупных островах (Остров Северный ...
Геологическое строение
Большую часть материка образует докембрийская Антарктическая платформа, которая обрамлена на побережье Тихоокеанского сектора мезозойскими складчатыми сооружениями (прибережные районы морей Беллинсга ...