Западным путем на восток
Страница 1

На протяжении многих веков внимание европейских купцов привлекли такие прибыльные азиатские товары, как пряности. Тем не менее в конце 15 в. торговцы из Европы все еще не могли проникнуть в страны Азии наземным путем и были вынуждены приобретать азиатские товары у арабских купцов в Александрии или других портах. Поэтому европейцы заинтересовались поиском морского пути в Азию, что позволило бы им приобретать азиатские товары, минуя посредников. В 1480-х годах португальцы пытались обогнуть Африку, чтобы проникнуть через Индийский океан в Индию. Колумб выдвинул предположение, что в Азию можно попасть, двигаясь на запад.

Эта идея принадлежит не только Колумбу. Ее можно встретить еще у Аристотеля, Эростосфена, Протагора. Протгор, например, цитировал в начале нашей эры высказывание Эратосфена - автора многотомной "Географии", что если бы не неимоверная ширина Атлантического океана, его можно было бы переплыть, а если держаться одной и той же широты, то можно с Иберийского полуострова попасть в Индию.

Вероятно, представления Колумба о мире и западном пути в Азию складывались постепенно. Его предположения основывались на открытии островов в Атлантике (Канарских, Азорских, Зеленого Мыса, Мадейры), на слухах о других островах, различных находках, а также на чтении многочисленных научных книг по географии, включая Картину мира (Imago mundi) французского теолога Пьера д'Айи и Географию греческого ученого Клавдия Птолемея.

Теория Колумба основывалась на двух неверных представлениях: во-первых, что Азиатский материк простирается на восток примерно на 30° дальше, чем на самом деле, и, во-вторых, что Япония находится в 2400 км к востоку от этого материка. Колумб также неверно установил длину окружности Земли. Хотя он и разделил земной шар на 360°, оценка длины его окружности на уровне экватора оказалась заниженной. Колумб полагал, что Канарские о-ва отстоят приблизительно на 4440 км от Японии, тогда как на самом деле это расстояние равно 19 615 км. Сходные заблуждения были присущи и другим образованным людям той эпохи, включая флорентийского гуманиста и географа Паоло даль Поццо Тосканелли, с которым Колумб, возможно, переписывался.

Приблизительно в 1483 Колумб попытался заинтересовать португальского короля Жуана II своим планом экспедиции в Азию западным путем. Для оценки проекта была созвана комиссия ученых. Затем по неизвестным причинам король отказал Колумбу. Возможно, португальские эксперты усомнились в его оценках размеров земного шара и расстояния между Европой и Азией. Следует заметить, что в это же время Жуан II уже отправил экспедицию на поиск морского пути в Индию вокруг Африки. Не исключено, что Колумб потребовал слишком много для себя лично. Впоследствии король находил мореплавателей, готовых отправиться на запад за свой счет, не требуя королевских субсидий или крупных льгот. Однако так или иначе в Португалии проект Колумба не получил одобрения.

Испания поддерживает Колумба. В 1485 Колумб покинул Португалию, чтобы попытать счастья в Испании. В начале 1486, когда двор находился в Алькала-де-Энаресе, Колумб был представлен королевскому двору и получил аудиенцию у короля и королевы. Королева Изабелла Кастильская и ее супруг король Фердинанд Арагонский проявили интерес к проекту Колумба. Королевская чета назначила комиссию под руководством Талаверы для выяснения вопроса о целесообразности путешествия на запад. Комиссия вынесла неблагоприятное заключение, однако король и королева ободрили Колумба, заверив его в том, что могут поддержать его после завершения длительной войны по освобождению Гранады от мавров.

Ожидая окончания войны за Гранаду, Колумб познакомился с молодой женщиной из Кордовы Беатрис Энрикес де Арана. Хотя они никогда не сочетались браком, в 1488 у них родился сын Эрнандо (известный также как Фернандо). Эрнандо сопровождал Колумба во время его четвертого плавания через Атлантический океан и позже написал биографию своего отца – до сих пор один из важнейших источников сведений о жизни Колумба.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Грузовые железные дороги северной америки
Перспективы грузовых железных дорог Северной Америки определяются двумя тенденциями: продолжающимся экономическим подъемом в странах континента и глобализацией экономики. Высокие темпы экономического ...

Цветная металлургия Казахстана. Определение отрасли, ее значение и объемы производства. Принципы размещения и центры развития (на примере корпорации Казахмыс)
Цветная металлургия - это отрасль тяжелой промышленности, занимающаяся добычей, обогащением и переработкой руды цветных металлов. В основном, цветная металлургия акцентирует свое внимание на следующи ...

Анализ природных туристических ресурсов Свердловской области
Свердловская область – важнейший промышленный регион России – обладает относительно благоприятными туристическими ресурсами. Это уникальные природные достопримечательности: карстовые пещеры, горы, ут ...