Статьи » Географическое положение и история Афганистана » Государственное устройство и политика

Государственное устройство и политика
Страница 4

Продолжается замена вооружения и боевой техники АНА советского производства на западные образцы. Например, летом 2005 командование ОЦК ВС США в Афганистане передало для АНА 10 бронетранспортеров М113. Расходы на оборону в 2004 составили 188,4 млн. долл. США, или 2,6% ВНП страны.

К кон. 2005 на территории Афганистана размещались ок. 20 тысяч военнослужащих из так называемых международных коалиционных сил, в основном состоящих из воюющих против отрядов талибов и других исламских группировок. Там также находятся контролируемые НАТО международные силы содействия безопасности (МССБ), которые были созданы в соответствии с Боннским соглашением от 6 декабря 2001 и имеют мандат Совета Безопасности ООН. Согласно этого мандата, они обязаны содействовать установлению безопасности и оказывать помощь местным властям, миссии ООН по оказанию помощи Афганистану (UNAMA) и другим агентствам и гуманитарным организациям. По состоянии на 2005, военные контингенты в составе МССБ имели 36 стран (ок. 11 тыс. чел.), в т.ч. Австрия, Азербайджан, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Румыния, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония. С августа 2003 руководство МССБ возглавляет командование НАТО.

Внешняя политика. После восстановления политической независимости в 1919, когда Афганистан освободился от британского контроля над своей внешней политикой, Кабул придерживался курса нейтралитета, который стал основой его внешнеполитической деятельности. При этом однако, долгое время сохранялось сильное влияние Великобритании и Советского Союза. К кон. 1930-х в Афганистане усилились позиции фашистской Германии, развернувшей мощную экономическую и политическую экспансию в регионе.

После Второй мировой войны Афганистан оказался в новой геополитической ситуации: в результате раздела Индии его соседом стал Пакистан, с которым возникли острые противоречия по вопросу о судьбе зарубежных пуштунов. Афганистан выступал в поддержку их прав на самоопределение. Отказ Пакистана предоставить им такие права повлек за собой резкое ухудшение отношений между двумя странами и привел их в 1955 на грань вооруженного конфликта. Конфликт между двумя странами вновь вспыхнул в 1962, он привел к разрыву дипломатических отношений. С помощью иностранных посредников отношения были восстановлены в 1963.

В послевоенный период началось экономическое, а затем политическое и идеологическое проникновение в Афганистан США. Однако, несмотря на давление со стороны Запада, Афганистан, придерживаясь традиционной политики нейтралитета, отказался вступить в создаваемые в тот период военно-политические блоки СЕНТО и СЕАТО, и в 1955 стал членом Движения неприсоединения. Визит советских руководителей Н.С.Хрущева и Н.А.Булганина в Кабул (1955) ознаменовал быстрое развитие многосторонних отношений Афганистана с Советским Союзом, который вступил в острое соперничество с США. В 1960–1970-е Афганистан балансировал между двумя мировыми державами, при этом СССР доминировал в политической и экономической сферах. После апрельского переворота 1978 Афганистан стал проводить курс на одностороннюю ориентацию на Советский Союз, подписав с ним в декабре 1978 Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Введение советских войск в декабре 1979 привело к фактической международной изоляции страны. Афганистаном стало руководить правительство Б.Кармаля, а позже президента Наджибуллы. Его внешние связи ограничивались связями с социалистическими странами и развивающимися государствами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме: