Общество
Страница 2

Среди мусульманских богословов и служителей культа выделяются пиры, хазраты, ишаны, стоящие во главе религиозных сект, дервишских орденов и общин, а также улама (ученые богословы); ступенькой ниже стоят имамы (настоятели мечетей), моулави (лица, получившие специальное богословское образование в медресе) и муллы в крупных мечетях. Наиболее значимую роль в повседневной религиозной жизни играют муллы. По традиции, любой человек, который может рассказывать Коран по памяти, может быть муллой. В Афганистане, однако, мулла может и не понимать слов Корана, потому что книга была написана и заучивается на арабском языке, который не является родным для афганцев. Муллы не только служат в мечети и отправляют другие религиозные обряды (заключение браков, похороны и т.д.), но по существу нередко играют роль учителей, судей и советчиков по различным вопросам. Они выносят решения по местным спорам, руководствуясь исламскими юридическими нормами, решают многие проблемы социального и личного характера, например, споры по разделу воды или семейные конфликты.

Наиболее священным местом паломничества афганских мусульман считается Мазари-Шариф, где в мечети 15 в. находится, как полагают, могила имама Али.

Положение женщин. Афганские традиции ограничивают роль женщин в общественно-политической жизни общества. Попытки их эмансипации, предпринимавшиеся в 20-х, 60-х и 80-х годах 20 в., оказались неэффективными. Радикальному ограничению, по существу попранию их прав, они подверглись в период правления талибов, когда роль женщин была сведена лишь к рождению и воспитанию детей. Женщины были лишены даже права на работу и учебу.

В постталибский период либеральный режим Х.Карзая провозгласил равенство мужчин и женщин, что закреплено в новой конституции 2004. В настоящее время девочки учатся в школах и других учебных заведениях, женщины работают в различных сферах экономики, участвуют в политической жизни, создают общественные организации. Однако провозглашенное равенство прав полов во многом еще остается декларацией. Под влиянием ортодоксального духовенства женщины по-прежнему остаются приниженными в семье и вынуждены жить в рамках традиционных семейно-брачных отношений. По существу они еще не стали полноправными субъектами политики и общественной активности.

Социальная сфера. После Второй мировой войны заметные позитивные сдвиги произошли в медицинском обслуживании населения. Во многих городах были построены больницы и клиники, упор был перенесен с профилактической медицины (кампаний по борьбе с малярией, оспой и тифом) на лечебную. Однако система здравоохранения была разрушена в годы гражданской войны. В современном Афганистане отмечается один из самых высоких в мире показателей младенческой смертности (163,1 на 1000 рожденных), крайне низкой остается также средняя ожидаемая продолжительность жизни (42,9 года).

Система образования за последние годы претерпела немалые изменения. В постталибский период началось быстрое восстановление развалившейся в годы войны системы школьного образования, в первую очередь силами международных доноров Афганистана, выросло число высших учебных заведений. В стране работают 12 университетов, военная и полицейская академии, американский университет. Тем не менее, Афганистан все еще остается одной из самых отсталых стран с точки зрения грамотности населения: число грамотных среди взрослых составляет 28,7%, 80% девочек школьного возраста не посещают школу.

Жилище. Население Афганистана живет преимущественно большими семьями, особенно в сельской местности. Преобладают прямоугольные в плане дома с плоскими или куполообразными крышами, построенные из сырцового или обожженного кирпича и обмазанные глиной. Усадьба обносится стеной из сырцового кирпича. В горах возводят также строения из камня, а в крупных городах появились здания современного типа. Кочевники живут в четырехугольных шатрах из шерстяной ткани.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Основные принципы формирования Этнографического Центра Истории и Культуры Астраханской Области
Этнографический центр формируется из трех основных зон: 1. общественно деловой цент 2. Культурно досуговый центр 3. Трерритория этнографических групп и поселений Общественно центр будет включать след ...

Мангу́п
Мангу́п-Кале́; укр. Мангуп, крымскотат. Mangup, Мангуп) — средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Столица православного княжества Феодоро, затем турецкая крепость. Распо ...

Краєзнавчо-туристичний маршрут Прилуцьким районом
Доброго дня. Ви знаходитесь на території Прилуцького району, який розташований на півдні Чернігівської області. Межує з Бобровицьким, Ніжинським, Ічнянським, Варвинським, Срібнянським районами Черніг ...