Культура
Страница 1

С древних времен Афганистан впитывал культуры и традиции различных народов, принадлежавших не только к исламской, но и к античной, индуистской или буддийской традициями.

Литература и искусство. Развитие афганской литературы на протяжении многих веков происходило под влиянием персидской традиции. Особое распространение получила поэзия, прежде всего в таких жанрах как газель (в лирических песнях) и чарбайта (в исторических). Расцвет поэзии на фарси пришелся на 10–15 вв. В 1010 закончил свою огромную эпическую поэму "Шахнаме" ("Книга царей") Абулькасим Фирдоуси (Фирдавси) (940–1020). Огромное воздействие на исламскую литературу и мысль оказало творчество Джалал ад-Дина Руми, суфийского мистика и поэта 13 в., автора эпической поэмы "Maснави-йе Maнави" ("Духовные двустишия"). Многие известные ученые и поэты того периода, писавшие на дари, были родом из Афганистана – Санаи Газнави (12 в., уроженец Газни), Абдуррахман Джами Герави (15 в., уроженец Джами-Герата), Низам уд-Дин Алишер Герави Навои (1441— 1501, уроженец Герата). Начало афганской литературы связывают с именем Баязида Ансари (Пир Рошана), мистика и основателя секты рошанитов, проповедовавшей прокоммунистические идеи. Порой расцвета поэзии на пушту были 17–18 вв. Известность получили произведения Мирзы-хана Ансари, или Фатех-хан (1580–1631), внука Пир Рошана, испытывавшего сильное влияние суфизма, Хушхаль-хана Хаттака (1613–1691), известного пуштунского поэта, изложившего в стихах афганский племенной кодекс, Абдуррахмана Моманда (1632–1708), Абдулхамида Моманда (1660–1732) и Казым-хана Шайда (1723–1778). Позже получает распространение придворная литература.

На рубеже 19–20 вв. начала складываться современная художественная литература на языках пушту и дари. Писатели того времени (Махмуд Тарзи, Гулам Мухиддин Афган, Салих Мухаммад, Абдулали Мустагни) обращались к проблемам современности. Они пытались сблизить мировосприятие афганцев с переменами, происходящими в окружающем их мире, призывали их овладевать знаниями и знакомиться с другими культурами. Обращение к социальным мотивам было свойственным для творчества многих писателей и поэтов 1940–1950-х (Абдуррауф Бенава, Гуль-Пача Ульфат, Нур Мухаммед Тараки и др.). Историческое общество Афганистана и Академия Пушту выпускали литературные журналы и поддерживали начинания нового поколения литераторов. Крупных прозаических произведений в афганской художественной литературе немного, но поэзия достигла совершенства.

Архитектура. В Афганистане сохранились памятники архитектуры и изобразительного искусства разных исторических эпох – от эллинизма периода Греко-Бактрийского царства (ок. 3–1 вв. до н.э.) до построек буддийской культуры (ок. 1–4 вв. н.э.). Найдены развалины множества буддийских монастырей, храмов и ступ (святыни или гробницы). Однако сохранились лишь немногие фрагменты памятников архитектуры этого периода. Так, в марте 2001 талибами были взорваны статуи Будды в долине Бамиане, вырубленные в скальной породе в 4–5 в. н.э. Это были одни из самых крупных скульптур в мире: высота одной статуи достигала 53, а другой – 38 метров. Талибы считали, что поклонение буддийским святыням противоречит мусульманской вере.

В средние века на территории Афганистана получила распространение культовая монументальная архитектура, представленная минаретами, мечетями и крепостями. К числу наиболее известных памятников относят стрельчатую арку городской мечети (11 в.) среди развалин в Калайи-Буста; два многогранных минарета ("башни победы"), построенные на окраине Газни при султане Масуде III и Бахрам-шахе (12 в.) и богато украшенные орнаментом и арабскими надписями; "падающий" минарет высотой 65 м (кон. 12 – нач. 13 вв.) близ селения Джам на западе Центрального Афганистана. К 15 в. одним из центров искусства на Среднем Востоке стал Герат. Из памятников сохранилась гигантская соборная мечеть Джума-Масджид (13 в., реконструирована после землетрясения в 1498–1500), украшенная резьбой и изразцовой мозаикой, а также остатки комплекса Мусалла (1417–1438) с множеством минаретов и мавзолеем Гаухаршад. До сих пор почитаема гробница и мечеть Руази-Шариф (кон. 15 в.) в Мазари-Шарифе, украшенная голубыми изразцами. Хорошо известны могила императора Бабура и величественная крепость Бала-Хиссар в Кабуле, которые неоднократно разрушалась и отстраивалась. В средние века получила развитие также каллиграфия и живописная миниатюра, использовавшаяся в качестве иллюстраций при оформлении рукописных книг.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Государственный строй
ФРГ потому и называется федеративной республикой, что состоит из 16 земель (рис. 2, табл. 1), имеющих значительные полномочия и собственные конституции (наряду с Основным законом ФРГ). Земли имеют и ...

История развития сельского хозяйства на Северном Кавказе [4]
Садоводство на Дону не было той отраслью сельского хозйства, которое бы быстро прогрессировало и приобретало все более товарный характер. На возделываемых площадях с 70-х гг. в основном располагались ...

Особенности развития народонаселения и промышленности Томска
Рассмотрение особенностей социального развития Томска начнем с демографических показателей, которые, по мнению исследователей, наиболее чутко реагируют на качество жизни. (Недаром, видимо, широко пуб ...