Культура
Страница 3

Долгие годы войны разрушили в Афганистане налаженную систему просвещения. За время конфликта более 7,5 тыс. школ были закрыты или уничтожены. Многие преподаватели оставили работу и покинули страну. К кон. 1990-х на большей части Афганистана были запрещены светские формы преподавания, также как и обучение девочек и женщин. Основное место в учебных программах заняли богословские науки и изучение Корана на арабском языке. Восстановление национальной системы образования началось в 2002.

Обучение в начальной школе (от 3 лет в сельской местности до 6 лет в городах) является обязательным и бесплатным для детей в возрасте от 7 до 14 лет. В 2002/03 уч. г. их посещало св. 1,2 млн. учащихся (ок. 30% детей соответствующего возраста). По окончании начальной школы открывается доступ к среднему образованию, которое разделено на неполную (7–9 классы) и полную (10–12 классы) среднюю школы. В 2002/03 уч. г. в них обучалось ок. 300 тыс. учащихся. К кон. 2005 работало ок. 7 тыс. школ. Обучение бесплатное и раздельное на всех ступенях. В 2004/05 уч. г. в школах работало 74466 учителей. Занятия ведутся преимущественно на языках дари и пушту, в местах компактного проживания национальных групп – на их родном языке. По официальным данным, к 2004/05 уч. г. в школах обучалось, по разным оценкам, от 3,7 до 4,2 млн. учащихся, в т.ч. 40,5% девочек от 7 до 14 лет. Однако в целом по стране посещаемость школ неравномерна. В южных провинциях Афганистана свыше 61% детей не имеют возможности ходить в школу. Для решения этой проблемы разработана программа передвижных школ, чтобы донести образование в сельские районы. В будущем планируется изучение возможности внедрения новой структуры общеобразовательного учреждения, которая предполагает восьмилетнее начальное и четырехлетнее среднее образование.

Кабульский университет, открытый в 1946 на базе созданного в 1932 медицинского факультета, является самым крупным и наиболее престижным высшим учебным заведением страны. Из-за боевых действий в 1990-е большую часть времени был закрыт. Сегодня в нем обучается ок. 7 тыс. студентов, в т.ч. ок. 1,7 тыс. студенток. Работают также небольшой Нангархарский университет им. Баязида Рошана (г.Джалалабад, осн. в 1962, первоначально готовил медицинские кадры), Балхский университет (осн. в 1988), Гератский университет (1987), Кандагарский университет (1988), а также университеты в Бамиане, Бадахшане и Хосте. Преподавание в университетах ведется преимущественно на дари. Функционирует Кабульский государственный медицинский институт (осн. в 1932). Количество студентов высших учебных заведений увеличилось с 4 тыс. в 2001 до 37 тыс. в 2004 и 40 тыс. в 2005, 19% из них составляют девушки.

Уровень образования в Афганистане на сегодняшний день является одним из наиболее низких среди развивающихся стран. В 2000 только 28,7% афганцев старше 15 лет умели читать и писать, из них всего 19,6% женщин и 51% мужчин (оценка ООН).

Научные учреждения. В нач. 1930-х в Кабуле, Герате и Кандагаре появились первые историко-литературные объединения афганских ученых и писателей. В феврале 1979 была основана Академия наук Афганистана (AHA), созданная по модели Академии наук СССР. Она включала Афганскую академию языка и литературы "Пашто толына" (1937), Историческое общество Афганистана (1942) и связанные с ними научно-исследовательские учреждения.

Библиотеки и музеи. Главные книгохранилища страны – Публичная библиотека Кабула (1957) и библиотека Кабульского университета (1931), а также Публичная библиотека Герата и Национальный архив, созданный на базе отдела рукописей Кабульского университета. Большая часть их фондов и коллекций утрачена; тысячи томов из собраний библиотек и музеев в 1990-е были сожжены или разграблены религиозными фундаменталистами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме: