Статьи » Геополитическое положение ФРГ » Природные условия и ресурсы

Природные условия и ресурсы
Страница 2

Почти 1/3 территории страны занята лесом; самые лесистые области на западе - в Гессене и Рейнланд-Пфальце леса занимают до 40%: площади, а беднее всего лесом Север - в Шлезвиг-Гольштейне меньше 10% площади. Когда-то в стране преобладали дубово-буковые леса, теперь они или вырублены, или заменены хвойными. Для «культурного леса» характерно преобладание сосны, пихты на юго-западе и лиственницы в Альпах. Дубово-буковые леса местами сохранились лишь в горах, на низменности преобладают дубовые леса с примесью березы. Богатство лесом позволяет ФРГ удовлетворять 70% потребностей хозяйства в древесине. Однако воздействие промышленности и транспорта на состояние лесов очень велико и вызывает тревогу экологов. По данным 2001 г., 20% всех деревьев носят отчетливые следы деградации, а всего затронуто загрязнением до 60% леса. Особенно четко это проявляется на востоке («новые земли») и в Баден-Вюртемберге и Сааре - на западе. Сильнее всего страдают от загрязнения дубовые деревья - «больными» считают уже 48% из них [4, с. 248-255].

Характер рельефа не создает сколько-нибудь серьезных трудностей для транспорта. Реки ФРГ, текущие в основном с юга, юго-востока на север, северо-запад (Рейн, Везер, Эльба), обеспечивают хорошую связь внутренних районов с морем; важнее всего, что по речным долинам проходят и важнейшие автострады, и железные дороги «Север - Юг». Мощной полимагистралью является Рейнская долина со скоростными железными дорогами, автострадами, нефте- и газопроводами, интенсивнейшим судоходством. Реки «канализированы», и условия судоходства на притоках Рейна - Мозеле, Майне, Неккаре существенно улучшились. А на севере основные речные бассейны страны связаны между собой широтным водным путем - Среднегерманским каналом. Это водный путь от Эмса на западе до Эльбы и Берлина на востоке. В 1992 г. было завершено строительство Рейн-Майн-Дунай по баварской территории, и водные пути ФРГ получили выход к странам Юго-Восточной Европы. Масштабы работы водного транспорта внушительны - по рекам и каналам перевозится 235 млн. т массовых грузов - топлива, руды, стройматериалов, продовольствия (2001 г.). При этом по Рейну и его притокам перевозится в 10 раз больше грузов, чем по Эльбе, и в 20 раз больше, чем по Везеру. На «выходе» Рурского района к Рейну находится и крупнейший речной порт всей Европы - Дуйсбург с грузооборотом более 40 млн. т.

Минерально-сырьевые ресурсы ФРГ, игравшие огромную роль в развитии страны, в значительной мере утеряли и продолжают терять свое значение. Переключение на импортное сырье сопровождалось сокращением или закрытием очагов добывающей промышленности. Импортный каменный уголь стал вчетверо дешевле местного - рурского, последняя тонна железной руды в Зальцгиттере (север ФРГ) была добыта в 1987 г. (при содержании железа в руде 10-45% добыча давно уже стала нерентабельной); в одном Лаузицком бассейне (бывшая ГДР) перед объединением Германии добывалось больше бурого угля, чем во всей ФРГ, ныне добыча там сократилась втрое из-за катастрофической экологической ситуации. С конца 1980-х гг. не добывается и урановая руда, все снабжение АЭС основывается на импорте. Наибольшую роль в подъеме и всем «рисунке» немецкой промышленности играл каменный уголь, достоверные запасы которого составляют около 70 млрд. т. (в основном в Рурском бассейне, гораздо меньше - в Сааре), на этой основе в XIX в. возникла мощная энергетика, металлургия и химия Рейнско-Вестфальского района. Однако геологические условия добычи там достаточно сложны, а мощности пластов невелики, поэтому в 1960-1990-х гг. рурский уголь все более вытеснялся нефтью и импортным углем, занятость в каменноугольной промышленности сократилась в послевоенные годы в 7-8 раз, а добыча поддерживается лишь при помощи крупных государственных дотаций. Велики и запасы бурого угля, по современным данным, они составляют 44 млрд. т. Большая часть добычи приходится на Кельнский бассейн (левобережье Рейна), где она ведется открытым способом, мощность пласта достигает 20-30 м. Вторым районом остается Лаузицкий (восток «новых земель»), третьим - бассейн Галле-Лейпциг. Большое значение бурого угля в энергетике и быту (буроугольные брикеты), а также относительная дешевизна его разработки позволили удержать добычу на уровне 190-192 млн. т (2001 г.), т.е. сохранять по этому показателю 1-е место в мире (перед Россией).

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Нефтехимические корпорации Японии
В последние годы в японской нефтехимической промышленности началась серьезная реконструкция, вызванная снижением конкурентоспособности японских нефтехимикатов на внешних рынках. Из-за низкой степени ...

Хозяйственная деятельность
Самой распространенной формой землевладения среди крымских болгар было общее. При нем каждый член общества имел определенный земельный пай, который не мог быть уменьшен или изменен. Его можно было пр ...

Общение
Итальянская экспансивность прослеживается во всех сферах общественного поведения. Вполне допустимы объятия и поцелуи на публике, причем не только между лицами разных полов. Также допускается не прост ...