Образ женщины в социальной жизни ЭфиопииСтраница 1
Мать, жена, девушка - носительницы абсолютной истины по эфиопским канонам. При разбирательстве самых сложных дел суд исходит из показаний женщины и принимает решение с ее слов - без расследования и экспертизы. Интересно, что раньше не редко для разрешения какого-нибудь спорного дела абиссинцы приглашали чужого ребенка, считая, что невинное дитя лучше всех может решать, кто прав, кто виноват. Ребенок, выслушав всех, говорить, кто из них, по его мнению, виновен. Такой приговор принимается всегда с большим уважением и большею частью окончательно разрешал спор.
Говоря об образе эфиопок, нельзя не упомянуть женские имена эфиопок, которые пронизаны некой задушевностью, теплотой, присущей любой женщине-матери на земле. Например, с амхарского языка «Тэсфаэ» переводится как «Моя надежда». И родители, как правило, называя девочку при рождении, вкладывают определенный смысл: Вутиту - Красивая, Дзета - Радость, Белайнеш - Ты выше всех, Уорке - Мое золото и т. д.
Вообще образ женщины у эфиопов имеет святое, почти мифическое понятие. Возможно, причина в том, что основательницей страны считается царица Савская. Или благодаря тому факту, что именно под руководством женщины - супруги императора Менелика, которая командовала ударной группой эфиопских войск в марте 1896 года в знаменитой битве при Адуа, были наголову разбиты отборные колониальные итальянские части.
Стоит отметить, что отношение к царице Савской в разных религиях было неоднозначным. Например, если в Африке ее авторитет сомнению не подвергался и ее во все времена свято чтили, то некоторые легенды других стран и народов превратили в коварную соблазнительницу, а нередко — в настоящую ведьму.
Более реальный исторический персонаж - Ылени, самая известная из этих женщин, практически правила всей страной в течение многих лет. Эта самая знаменитая женщина средневековой Эфиопии была незаурядной личностью.
В более ранее время в истории эфиопов в деревенских общинах всех народов Эфиопии (амхара, тигре, галла-оромо, сидамо и других) женщины, занимая весьма значительное место в экономической жизни семьи и общины, сохраняли в то же время весьма низкий социальный статус. Например, у оромо традиционная социальная система возрастных классов вообще исключала женщин из общественной жизни. Женщины, если им разрешали присутствовать на общедеревенских собраниях, должны были молчать. В случае необходимости за женщину говорил мужчина - ее муж, отец, брат или сын.
В Эфиопии принято иметь много детей. Благодаря этой доброй традиции население страны только с 1983 года по настоящее время выросло с 33 до 88 миллионов человек. Что и говорить, замечательный пример того, как решается демографическая проблема в отдельно взятой христианской стране и без материнского капитала.
Издавна существовало несколько типов фиксации брачных союзов. В христианских и мусульманских районах официальным браком считался союз, освященный церковью («би курбан») или кадием («би шариа»). Однако не менее распространены были браки-договоры - «би семания» (или «би самария») и «би демоц». Эфиопская свадьба представляет собой гражданский контракт, в основе которого лежит декларация законов, известная как «80 денежных обязательств», подписанный в присутствии судьи и свидетелей. Однако духовные отцы обоих семейств не отмежевываются от таких свадеб и не выступают против них. Церковная клятва может дополнять эту короткую гражданскую церемонию, и священники являются почетными гостями на праздновании, длящемся порой не один день. Такие гражданские браки могут быть легко расторгнуты. Равные права мужа и жены в обстоятельствах расторжения брака отражают высокий статус женщины в современном эфиопском обществе. Для сельских обществ Эфиопии до сих пор характерен очень низкий брачный возраст, а долгое время это было общепринятое правило. Традиция определяла его для женщины в 11-13 лет, независимо от социального положения невесты. Считалось само собой разумеющимся, что они будут сопротивляться мужьям во время брачной ночи, и это сопротивление должно подавляться силой. При этом жениху помогал его лучший друг (мизе). Правда, сегодня такие обычаи остались лишь в деревнях. Во второй половине прошлого века, брачный возраст значительно повысили. Если церковный брак редок и очень почетен, то брак, заключенный с помощью «80 денежных обязательств», или «би семания», считается обыкновенным и вполне приличным.
Другое по теме:
Возрождение национальных обществ
С эпохи «перестройки» в СССР началось т.н. «национальное возрождение». Этот процесс затронул и многонациональное население Астраханской области. Выразилось это, прежде всего, в возникновении целого р ...
Байкал для туристов
Сегодня все, что связано с Байкалом, вызывает неподдельный интерес не только в нашей стране, но и за рубежом. За последнее десятилетие Байкал стал магнитом для многих туристов. Относительно хорошо со ...
Экономика
КНДР Данные о национальном продукте КНДР и балансе платежей отсутствуют, а сведения о производстве разрозненны и даются в натуральных показателях или в процентном выражении по отношению к неопределен ...