Статьи » Историко-архитектурная характеристика улицы Свердлова г. Астрахани » Характеристика историко-архитектурных достопримечательностей улицы

Характеристика историко-архитектурных достопримечательностей улицы
Страница 1

Улица Свердлова богата на старинные здания и знаменитые постройки. Жители этой улицы могут гордиться своими именитыми соседями – поэтом Велимиром Хлебниковым, художником Борисом Кустодиевым и купцом Никитой Демидовым.

Одной из ранних построек, расположенных в черте бывшего Земляного города, является дом Демидова, расположенный на улице Свердлова, 55. Он сооружен в XVII веке и представляет собой замкнутый прямоугольник типа каре. Дворовые фасады имеют галереи, уличные – скупо украшены пилястрами (лопатками), что еще больше подчеркивает монументальную гладь стен. Некогда узкие оконные проемы (ныне многие растесаны) и арочные, наглухо закрывавшиеся ворота, придавали дому вид замка.

Владельцем его был тульский кузнец, а позднее купец и дворянин Никита Демидов, монопольно производивший для армии и флота ядра, пушки.

В 1722-1723 гг. дом Демидов служил опорным пунктом и базой персидского похода Петра I. Поблизости на берегу Кутума была специально сооружена каменная пристань.

По соседству с домом Демидова стоит дом №53, дом Полякова, где жила семья Хлебниковых с 1914 по 1931 год (четыре левых окна на первом этаже).

Квартира эта «не похожа на тысячу виденных мною провинциальных квартир. Здесь не было этажерок, ни салфеток, ни фарфоровых слонов, ни ширмочек, ни горшков с фикусами… Здесь была какая-то особенная тишина…» (Р. Ивнев. «Лотос»).

В этой квартире В. Хлебников встречался с поэтами Дмитрием Петровским и Рюриков Ивневым, мечтал открыть в ней «Школу поэтов». Сейчас здесь находится Дом-музей его имени.

Сейчас в здании расположен дом-музей поэта и каждый желающий ощутить атмосферу этого дома может посетить его.

Здесь многое сохранилось: в гостиной подлинный паркет из тёмного дуба, старинные голландские изразцовые печи, лепнины на потолке. Ощущение подлинности возрастает при виде фамильной мебели, книг, предметов обихода семьи Хлебниковых. Передавая их в дар музею, Май Петрович Митурич-Хлебников, племянник поэта, рассказал их историю. Перед вами вещи Владимира Алексеевича Хлебникова: ручка, зеркальце, гребень кавалерийский, чернильница, щипцы, стаканчик для хранения карандашей (с изображением дракона), таганок, футляр от мозеровских часов, приспособление для крепления бумаги (в форме лиры), инструмент для набивки чучел птиц. Все дети Владимира Алексеевича увлекались орнитологией. В 1905 году Велимир (Виктор) и Александр Хлебниковы совершили совместную экспедицию на Урал. Позже они опубликовали статью в журнале "Природа и Охота".

Здание бывшего окружного суда

Во второй половине XIX века на улице Большой Демидовской недалеко от Воздвижеского моста началось сооружение большого двухэтажного каменного здания. Ещё в 1867 году министр юстиции поручил астраханскому губернатору подыскать помещение для Губернаторского суда. Но подходящего не нашлось. Решили строить новое здание. Строили его долго, с 1874 по 1886 год. Да и здание оказалось большое с разными службами и тюрьмой предварительного заключения. Во вновь построенное здание перевели палату уголовного и гражданского суда. В 1894 году палата была ликвидирована и преобразована в Окружной суд.

Окружной суд являлся высшей судебной инстанцией для разбора гражданских и уголовных дел всех сословий, апелляционной инстанцией на решения земских начальников, городских судей, и уездных стряпчих. В процессах участвовали выбранные от сословий присяжные заседатели.

Что только не рассматривал Окружной суд! И дела об определении границ населенных пунктов, дела по земельным спорам и денежным искам, об учреждении духовных завещаний, об установлении опеки, об усыновлении. Были и более серьезные дела – о грабежах и кражах, о фальшивомонетчикам, об оскорблении и клевете, о наказании крестьян розгами за незаконную порубку леса.

Окружной суд был ликвидирован в 1918 году на основании декрета от 2 ноября 1917 года. В конце 1918 года в многочисленных комнатах бывшего Окружного суда разместили штаб и реввоенсовет XI армии. Хватило здесь место и для различных профессиональных союзов. Именно поэтому огромный дом стали называть Дворцом труда или Домом народа. Здесь часто происходили митинги, совещания, концерты, лекции. Во Дворце труда выступали многие видные деятели гражданской войны, известные артисты.

Дом-музей Бориса Михайловича Кустодиева

В 1897 г., отдыхая в Крыму, студент Петербургской академии художеств Б.Кустодиев пишет сестре Екатерине: «Я бы теперь десять Ялт и сто Черных морей променял на Астрахань. И я думаю: у меня и душа-то по природе астраханка». Город, в котором родился и провел свои детские годы выдающийся русский художник, помнит и любит прославленного земляка. Произведения Кустодиева входили в коллекцию астраханского любителя искусства, собирателя художественных ценностей П.М. Догадина, основавшего Астраханскую картинную галерею. Затем галерейное собрание пополнилось работами Кустодиева, прибывшими как поступления из Всероссийского музейного фонда, как дары потомков художника – дочери Ирины Борисовны и внучки Татьяны Кирилловны. Один из залов основного здания картинной галереи был посвящен творчеству великого земляка.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Культура Приенисейского края в XVII веке
Материальная и духовная культура русского населения Сибири развивалась как своеобразная часть общерусской культуры. Выходцы из всех районов страны стремились возродить на новом месте свой привычный х ...

Советский период
Великая Октябрьская революция явилась началом нового этапа в изучении истории и этнографии Д. впервые же годы в связи с практической необходимостью социалистического строительства в республике, осуще ...

Религиозная характеристика
В Греции официальная и самая распространенная религия – это православное христианство, которого придерживаются почти 98% верующих. Остальная часть населения исповедует католицизм и мусульманскую рели ...