Японская культура » Культура Японии

Культура Японии
Страница 9

Особое место в миниатюрной скульптуре занимают нэцкэ, связанные с изображением природы. Художники периода Эдо видели бесконечность и разнообразие в цветах и каплях росы. Они находили особое очарование в точной фиксации форм растений, цветов, плодов, животных и изображали чаще всего отдельные фрагменты природы, единичные экземпляры. Небольшие размеры произведений не препятствовали силе и поэтичности образов.

Изображения животных занимали среди нэцкэ особое место. В древности такие животные как кабан, собака, лошадь считались родовыми тотемами. До сих пор в Японии существуют старинные синтоистские храмы, у входа в которые стоят изображения лисы или белой лошади. Важным аспектом в понимании японцами животных была эмблематика календарей. С VIII века в Японии существовал большой 60-годичный и малый 12-годичный циклы, связанные со знаками зодиака.

При этом японцы наделяли каждый знак зодиака особыми свойствами и связывали с ними судьбу и характер человека. Поэтому большой популярностью в народе пользовались нэцкэ с изображением зодиакальных животных.

Часто японцы заказывали скульптурный знак того года, когда они родились. Известный мастер нэцкэ Судзуки Мадзанао, из города Исэ, имел даже свой каталог с различными изображениями этих животных.

Японские мастера полагали, что уважение к природе требует от них быть чуткими к ее красоте. В нэцкэ должны были быть видны первоначальное строение и фактура материала, ценились простота и изыксанность форм, декоративная стилизация, изысканное тональное соотношение цветов. В композиционном отношение предпочтение отдавалось целостности, компактности, уравновешенности. Отрицалось все неестественное, лишнее. Немногочисленные детали должны были подчеркнуть общий замысел.

Как уже говорилось выше, нэцкэ служили брелоком-противовесом. Размеры нэцкэ колеблются от 2 до 10 сантиметров, в качестве материала для изготовления мастера использовали дерево или кость.

Бонсай

В японском языке слово "бонсай" означает не просто карликовое растение, а культуру выращивания растений на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне.

Очевидно, что если дерево может быть выращено на подносе, должен существовать метод выведения миниатюрных образцов того или иного вида. Большинство искусств Японии были в свое время заимствованы в Китае (бонсай здесь не является исключением), но именно в Японии этот метод культивирования деревьев развился и вырос до уровня изящного искусства.

В Японии можно видеть образцы, передающиеся от поколения к поколению. Японцы не ограничиваются одними деревьями, предметами бонсай становятся кустарники, ползучие, травянистые и даже водные растения.

Бонсай можно представить и как дерево или любое другое растение, рассматриваемое через уменьшительные линзы телескопа или фотоаппарата. Мастер бонсай воплощает в своем живом произведении повторение взрослого или старого дерева в миниатюре с сохранением всей красоты данного вида. Законченный бонсай должен производить именно такое впечатление, хотя, конечно, полного повторения в миниатюре добиться невозможно. Так, невозможно сохранить то же самое количество ветвей, размер листьев уменьшается не в строгой пропорциональности к натуральной величине.

Естественно и то, что не очень элегантная густота ветвей может не быть воспроизведена в бонсай; так же трудно создателю бонсай повторить в своем произведении часто встречающееся в природе пренебрежение к параллельным линиям и переплетающимся ветвям. Вследствие сказанного понятие бонсай в расширенном толковании будет следующим: художественно идеализированное натуральное дерево в миниатюре, выращенное на подносе или в неглубоком горшке, плошке. Эта специфическая область декоративного садоводства представляет собой синтез науки и искусства. Методика культивирования бонсай может быть почерпнута из книги, но художественное видение - неотъемлемый компонент при создании бонсай - должно быть выражено его создателем.

Бонсай в законченном виде складывается из следующих основных элементов: растения, грунта и горшка (плошки). Все вместе они образуют единое живое произведение. Таким образом, целью является не только вырастить в контейнере здоровое растение, но и создать нечто целое из трех упомянутых элементов, находящихся в гармоническом единстве друг с другом, причем каждый из этих элементов должен иметь свой естественный и привлекательный вид.

Бонсай обладает всеми признаками своего крупномерного прототипа: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветы, плоды; он так же произрастает в почве, обнажая выступающие корни, то есть повторяет модель произростания дерева данного вида естественной величины. Грунт должен выглядеть естественной частью рельефа, тщательно подобранные камни-"скалы" и мох - вызывать ассоциацию с природным лесным ландшафтом. Контейнер выбирается как можно проще, цвет и форма его всегда ненавязчивы. В этом случае контейнер становится естественным составным этого трехмерного дизайна. Получившийся бонсай, таким образом, удовлетворяет эстетическим требованиям и создает хорошее настроение, которое бывает, когда мы смотрим на живописный лесной пейзаж, рощицу на склоне холма, лесную лужайку.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое по теме: