Японская культура » Культура Японии

Культура Японии
Страница 6

Конец XIX - начало XX веков - одна из самых бурных и сложных эпох в истории японской культуры. После революции Мэйдзи под влиянием изменений в общественном укладе и стремительного проникновения в страну европейского искусства и литературы начался процесс формирования новых типов и форм художественного видения.

Начало поэзии новых форм в Японии было положено деятельностью плеяды романтиков конца XIX века, деятелей "движения за стихи нового стиля", которые выступали за полный разрыв с классической традицией в области формы и образности, за создание поэзии европейского типа. Однако если в прозе Мэйдзи уже наметилось слияние литературного языка с разговорным, в поэзии еще целиком и полностью господствовал "высокий стиль" старописьменного языка бунго.

Наступление "золотого века" синтайси (стихи нового стиля) было ознаменовано выходом романтического сборника Т. Симадзаки "Молодая поросль" (1897 год). Вышедшие в начале XX века сборники стихов К. Сукусиды и А. Камбары стали связующим звеном между поэзией романтизма и символизма. Расцвет символизма в Японии был подготовлен усилиями Б. Уэды, К. Нагаи, О. Мори и других писателей, впервые познакомивших в переводах японских читателей с творчеством Бодлера, Верлена, Рембо, Малларме и других европейских поэтов-символистов. В то же время теории западного символизма оказалась во многом созвучна средневековая японская поэтика, выдвинувшая принципы югэн ("сокровенного смысла"), ваби ("печали вечного одиночества"). Среди известных представителей японского символизма можно назвать Х. Китахара и Р. Мики.

Господствующим направлением в литературе 10-20-х годов стало течение натурализма (сидзэнсюги). В творчестве лучших его представителей - С. Футабатэя, Р. Токутоми, С. Нацумэ, Д. Куникиды, Т. Симадзаки - нашли отражение черты критического реализма. Большое распространение получил жанр эгоромана (ватакуси сёсэцу- "роман о себе"), начинателем которого считается К. Таяма.

Во втором десятилетии XX века в литературе появляется ряд новых тенденций, представляющих собой отход от принципов натурализма. Зарождается течение неоромантизма, представители которого - К. Нагаи, Д. Танидзаки, М. Киносита - называли себя также "группой эстетов" (тамбиха).

Течение неосенсуализма (синканкакуха) выдвинуло таких известных писателей, как Я. Кавабата, Р. Ёкамицу, Х. Сато и других, видевших идеал прекрасного в простоте и естественности человеческих отношений, в слиянии человека с природой. В поэзии сенсуалисты - С. Хагивара, С. Мура, Б. Ямамура - явились предшественниками многочисленных модернистских течений и школ. Сборники стихов Хагивары "Вою на луну" (1917 год) и "Синяя кошка" (1923 год), положили начало лирической традиции гэндайси - "современных стихов" новейшего времени.

Одним из крупнейших писателей этого периода является Р. Акутагава - блестящий стилист и глубокий психолог.

В период Первой и Второй мировых войн японская литература отличалась сильной милитаризованной направленностью, а рамки цензуры действовали очень жестко. Сразу же после окончания Второй мировой войны в печати выступили старые признанные мастера. В 1946 году было опубликовано несколько произведений К. Нагаи, в том числе "Дневник Кафу" и "Дневник охваченного бедствием". В том же году появились рассказ Н. Сиги "Луна пепельного цвета" и роман Дз. Танидзаки "Мелкий снег". В созданных затем романах "Ключ" (1956 год) и "Дневник безумного старика" (1962 год) Танидзаки обратился к занимавшей его на протяжении всей жизни теме красоты и любви как разрушительных сил, несущих гибель тем, кто попадает под их власть.

Послевоенный период оказался плодотворным и для Я. Кавабаты, создавшего в это время ряд выдающихся произведений, за которые он был удостоен в 1968 году Нобелевской премии.

Во второй половине 50-х годов на литературную арену вышло так называемое поколение "третьих новых" ("дайсан-но синдзин") - С. Ясуока, Д. Ёсиюки, Д. Сёно, Н. Кодзима и другие. В их творчестве социально-политическая проблематика уступает место изображению повседневных будней человека, анализу его внутреннего мира, тех нравственных коллизий, с которыми он сталкивается в современной жизни. Вследствие интереса к описанию своего личного опыта эти писатели получили также название "обращенного в себя", или "интровертного" поколения ("найко сэдай").

Крупные достижения в современной япоской прозе связаны с именами К. Абэ, Т. Кайко и К. Оэ.

В созданных Абэ в зрелую пору его творчества таких произведениях, как "Женщина в песках" (1962 год), "Чужое лицо" (1964 год), "Человек-ящик" (1973 год), писатель рисует аллегорическую картину больного, уродливого мира, в котором человек лишен возможности вести достойное существование. Новые грани конфликта между личностью и обществом отразил в своем творчестве Т. Каика (романы "Японская трехгрошовая опера" (1959 год), "Летняя тьма" (1972 год). В творечестве К. Оэ отразились многие черты духовной биографии его сверстников - "опоздавшего поколения". В своих лучших произведения - романах "Опоздавшая молодежь" (1962 год), "Объяли меня воды до души моей" (1973 год), "Игры современников" (1979 год) и других Оэ поднимает важнейшие философские и морально-этические проблемы, стоящие перед современным человечеством. В 70-е годы японской критикой было отмечено появление двух новых талантливых писателей - К. Накагами и Р. Мураками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое по теме:

Показатели младенческой смертности в России
Младенческая смертность – один из демографических показателей, наиболее наглядно отражающих уровень развития страны и происходящие в ней экономические и социальные изменения. Снижение детской смертно ...

Зона Красной площади
Площадь возникла в конце XV в. как свободное пространство перед восточными воротами Кремля. На нем было запрещено возводить постоянные постройки, разрешались лишь легкие торговые палатки. Довольно ск ...

Цыганская система имён
Полное цыганское имя состоит из трёх-пяти частей: официальное имя, «светское» имя, иногда — отчество, фамилия, иногда — прозвище этой ветви семьи. Официальное имя — имя, записываемое в документах, об ...