Японская культура » Культура Японии

Культура Японии
Страница 10

Икэбана

Икэбана - искусство компоновки цветов и веток в вазе, вид прикладного искусства. Его истоки восходят к середине VI века и связаны с ритуальными подношениями цветов божествам буддистского пантеона. Как особый вид прикладного искусства икэбана сложилась к середине XV века.

Впоследствии появились различные стили, развивающиеся в рамках нескольких школ. Каждая из них имела определенную эстетическую теорию. Основные стили икэбаны - нагэири (с использованием высоких узких ваз, в которых цветы располагаются как бы в естественном виде), морибана (с использованием плоских сосудов и специальных металлических подставок с игольчатыми стержнями - кэндзан; несет на себе влияние европейского искусства), дзиюбана (с произвольной аранжировкой), дзэнъэйбана (с аранжировкой авангардистского типа).

Ведущие школы икэбана - Икэнобо - первая в истории этого искусства, строго каноничная и традиционная, Охара - создатльница стиля морибана и Согэцу, для которой характерна объемная графическая композиция.

Икэбана - это целый мир, своеобразный, развивающийся по своим законам, говорящий на своем художественном языке. В основе каждой композиции присутствуют, как правило, три элемента, символизирующие Небо, Землю и Человека. Составляющие элементы - сосуд (ваза) и растительный материал (цветы, ветки, травы). Икэбана имеет определенную символику соотношения со временем, сезоном года и событиями. В соответствии с ними подбираются и составляющие элементы. Ведущими принципами икэбаны являются простота, асимметрия и кажущаяся незавершенность при глубокой философской обоснованности сюжета и проработке деталей композиции.

Манга

"Истории в картинках" известны в Японии с самого начала ее культурной истории. Даже в курганах-кофунах (гробницах древних правителей) археологи находят рисунки, чем-то напоминающие по идеологии и структуре комиксы. Распространению "историй в картинках" всегда способствовали сложность и неоднозначность японской письменности. Даже сейчас японские дети могут читать "взрослые" книги и газеты только после окончания начальной школы (в 12 лет!). Практически сразу после появления японской прозы появились и ее иллюстрированные пересказы, в которых текста было немного, а основную роль играли иллюстрации.Первым японским комиксом считаются "Веселые картинки из жизни животных" [Choujuugiga], созданные в XII веке буддийским священником и художником Какую (другое имя - Тоба, годы жизни - 1053-1140). Это четыре бумажных свитка, на которых изображена последовательность из черно-белых, нарисованных тушью картинок с подписями. Картинки повествовали о животных, изображающих людей, и о буддийских монахах, нарушающих устав. Сейчас эти свитки считаются священной реликвией и хранятся в монастыре, в котором жил подвижник Какую.

За почти тысячу лет своей истории "истории в картинках" по-разному выглядели и назывались. Слово "манга" (буквально - "странные (или веселые) картинки, гротески") придумал знаменитый график Хокусай Кацусика в 1814 году, и, хотя сам художник использовал его для серии рисунков "из жизни", термин закрепился для обозначения комиксов.

Огромное влияние на развитие манги оказала европейская карикатура и американские комиксы, ставшие известными в Японии во второй половине XIX века. Первая половина XX века - время поиска места комиксов в системе японской культуры нового времени. Большую роль здесь сыграло милитаристское правительство, использовавшее массовую культуру для воздействия на население. Военные финансировали "правильную" мангу (она даже ненадолго стала выходить в цвете) и запрещали мангу с политической критикой, заставляя бывших карикатуристов осваивать приключенческие и фантастические сюжеты (так, идея "гигантского робота" впервые появилась в реваншистской манге 1943 года, в которой такой робот громил ненавистные США).Наконец, в послевоенный период великий Тэдзука Осаму своими работами совершил настоящую революцию в мире манги и, вместе с учениками и последователями, сделал мангу основным направлением массовой культуры. Манга практически всегда черно-белая, в цвете рисуются только обложки и отдельные иллюстрации. Большая часть манги - это сериалы "с продолжением", печатающиеся в газетах или (чаще) в еженедельных или ежемесячных журналах. Обычный объем порции сериала в еженедельном журнале - 15-20 страниц. Популярную у читателей мангу переиздают в виде отдельных томов - танкобонов. Существуют, разумеется, и короткие манга-рассказы, и манга, сразу изданная в виде танкобонов.

Журналов, печатающих мангу, в Японии множество. Каждый из них ориентирован на определенную аудиторию, скажем, на младших подростков-мальчиков, интересующихся фантастикой, или на старших подростков-девочек, интересующих балетом. Наиболее сильны различия между женскими и мужскими журналами. Диапазон аудиторий таких журналов варьируется от малышей (для них печатается манга без подписей) до мужчин и женщин среднего возраста. Уже есть эксперименты и в области манги для пожилых. Конечно, такое разнообразие аудиторий породило целое множество стилей и жанров: от символизма до фотореализма и от сказок до философских произведений и школьных учебников.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Другое по теме:

Станица Атаманская (градофорпостинская)
Рассмотрим станицу так, как это историческое место расположения проектируемого объекта. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона за 1893 год описывает станицу так. «Городофорпостинская станица на ...

Казахи
Астраханские казахи - выходцы из Младшего жуза, переселившиеся в междуречье рек Волги и Урала в 1801 г. (переселение продолжалось до 1803 г ). Основным инициатором казахской миграции был султан Букей ...

Обзор источников
В качестве источника нами была использована газета «Národní listy» («Национальная газета»). Её первый номер вышел 1 января 1861 г., то есть в год начала попыток зарегистрировать Пражско ...