Статьи » Изготовление национального музыкального инструмента с использованием технологии литья » Кустарная металлургия якутских кузнецов и история ремесленной культуры

Кустарная металлургия якутских кузнецов и история ремесленной культуры
Страница 2

На добычу и обработку железа в Якутии обратил внимание академик А.Ф. Миддендорф. По его сведениям во второй половине XIX в. ежегодное производство железа в одном Якутском округе достигло до 2000 пудов. Его мнение впоследствии подтвердил В. Серошевский.

В ценном этнографическом труде И.А. Худякова «Краткое описание Верхоянского округа» подробно описан шаманский костюм со всеми атрибутами. В нем приведены названия железных подвесок, металлических блях. Особенно интересны сведения относительно веса костюма, целиком состоявшего из различных железных пластинок, висячих подвесок и бубенчиков. Вес костюма достигал до 3 пудов.

Почти каждая якутская семья не могла обходиться без железных изделий. Некоторые кустари достигали значительно совершенства и делали нарезные ружья с большой точностью попадания. По расчету Серошевского годовой объем производства якутского железа в 80-х годах XIX в. достигал до 10 т. Участник географической экспедиции капитана И. Биллингса, Г.А. Сарычев в 1786 г. в черте Якутска произвел раскопку кургана «шарообразной формы», в котором кроме разных костяных предметов обнаружил 4 железных кольца, железный сосуд XVII - XVIII вв. В 1894 г. уроженец Усть-Алданского района Наум Лыткин около озера Боролоох нашел 147 продолговатых пластинок панцыря якутского воина XVII в.

Наряду с развитием кузнечного ремесла добрую славу приобрели мастера серебряных дел и медники. Их работы отличались чистотой отделки, высоким уровнем художественной обработки.

Дореволюционные исследователи отмечали богатый набор серебряных украшений якутской невесты: илин кэбиЬэр (нагрудное украшение), кэлин кэбиЬэр (косоплетка), кемус туоЬахта (круглая бляха головного убора), кемус кур (серебряный пояс), кемус биЪилэх (серебряное кольцо), кемус ытарЗа (сереьряные серьги), беЗех (браслет). Кроме того, богато орнаментированные серебряные пластинки, круглые бляшки нашивались на конских чепраках и луках седла. Полнота и богатство свадебного набора отражали ее общественное положение и знатность происхождения.

Якутские мастера из меди, способом горячей ковки, делали чайники, тазы, удила, стремена, пряжки, пуговицы, кольца, игольницы. В погребениях XVIII в. медные предметы сохранились лучше, чем железные. Из 16 извлеченных из погребений металлических посуд XVIII в. одиннадцать котлов сделаны из меди. И само название «алтан олгуй» (медный котел) говорит, также, о чисто якутском происхождении этих вещей. По подсчету Серошевского якутскими ремесленниками в конце XIX века производилось 2750 пудов медных изделий на сумму 140000 рублей серебром. Изделия якутских кузнецов и серебряных дел мастеров вывозились не только в районы Центральной России, но и за границу. (12)

Якутская область участвовала на выставках, организуемых внутри страны: во Всероссийской промышленной и художественной в Нижнем Новгороде (1896 г.), Политехнической в Москве (1872 г.), этнографической в Москве (1885 г.). Она участвовала и на Всемирных: в Вене (1873 г.) и Париже (1889 г.). На этих выставках неплохо представлялись изделия якутских мастеров. В нижнем Новгороде, например, среди различных экспонатов находились макеты кузнечного ремесла, женские нагрудные и шейные украшения, мужские и женские серебряные пояса, серьги и кольца. В Вену были отправлены винтовка, нож и пять кусков железной руды с Вилюя. В сопроводительном письме к винтовке якутской работы пояснялось, что «ружье сделано сверлом и подпилком». Другая винтовка местного мастера представлена вилюйским исправником. Однако эта винтовка на выставке не экспонировалась. Якутская винтовка выставочной комиссией была оценена на 50 рублей.

Е.Д. Стрелов, первый из советских археологов Якутии, обследовал 20 могил и 14 курганов. По результатам своих раскопок он опубликовал статьи «Лук, стрелы и копье древнего якута», «Одежда и украшения якутки в первой половине XVIII в.», «К вопросу об использовании железной руды на речках Буотама и Лютенгэ».

На значительной территории между речками Буотама и Лютенгэ распространяется целая система площадных оруднений. Со стародавних времен местные кустари-плавильщики использовали их как рудное сырье. На основе архивных данных Е.Д. Стрелов проследил добычу железа якутами с XVIII до начала XX вв.

Видный якутский историк, этнограф и фольклорист Г. В. Ксенофонтов в своём труде "Ураанхай сахалар" мысль о южном происхождении якутского кузнечного ремесла. По его мнению, древние якуты были также знакомые и с выплавкой серебряной руды. В качестве доказательства он ссылается на цикл преданий о якутских кузнецах «Сааппа хоЬуун» и «Дэлгэр Уус». Много фольклорных сведений о якутском железоделательном ремесле содержится в другом труде Г.В. Ксенофонтова «Эллэйада», посвященном легендарной истории и мифологии якутов. Здесь древние якуты обычно выступают в железных шлемах, кольчугах, панцирях, с мечами, копьями, пальмами.(7)

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Экономика США. Главные районы концентрации обрабатывающей промышленности США
Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79, 4 % — 2004 г. ) создается в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образова ...

Духовные ценности
Система цыганских ценностей не менялась столетиями. Самые главные ценности для цыгана: принадлежность к цыганскому обществу, семья, профессия и вера. Самое страшное наказание для цыгана — лишение пра ...

Семья в цыганской культуре
Для цыган характерны культы детства, материнства, возраста, верности семье. Хотя современные цыганские семьи редко бывают многодетными, культ детства от этого не исчез. Каждый ребёнок, в том числе из ...