Статьи » А.С. Пушкин и Нижегородский край » А.С. Пушкин и Нижегородский край

А.С. Пушкин и Нижегородский край

Исследователей издавна интересовали места, связанные с пребыванием А.С. Пушкина в Нижегородской губернии. Александр Сергеевич посещал Нижний Новгород, несколько раз побывал в Арзамасе, приезжал в родовое имение Болдино, находящееся на юге Нижегородской области в 39 км от станции Ужовка.

По мнению большинства краеведов, приезжая в Болдино, А. С. Пушкин никак не мог миновать Арзамас.

Он побывал в этом городе проездом еще в 1830г как минимум 6 раз, считает пушкинист А. Звенигородский.[3] (на пути из Москвы в Болдино – раз, четыре раза, когда дважды пытался прорваться к невесте сквозь холерные карантины, и, наконец, когда уже окончательно выехал в Москву). Хорошо известно, что в 1833 году Пушкин попал в Болдино окольным путем, возвращаясь из Оренбурга через Симбирск. Но обратно он, несомненно, ехал опять через Арзамас. К этим 7 проездам через город можно добавить еще два, когда А С Пушкин посетил Болдино в 1834г.

Следующим пунктом в путешествии А.С. Пушкина в Болдино был Лукоянов

. Поэт не раз посещал этот уездный город. К сожалению, здания, где гостил поэт, не сохранились до наших дней. В 20-х числах октября 1830 года А.С. Пушкин приехал в Лукоянов за разрешением на выезд в Москву, куда он не мог отправиться в связи с эпидемией холеры и холерными карантинами на дорогах. Уездный предводитель дворянства В.В. Ульянин отказал ему в выдаче такого разрешения. Получив отказ, Пушкин написал письмо губернатору и предпринял попытку прорваться сквозь холерные карантины без официального разрешения.

Из писем поэта Наталье Гончаровой доподлинно известно, что в знаменитую первую Болдинскую осень в октябре-ноябре 1830 года Пушкин дважды приезжал в Лукоянов. Поэт посещал несколько Лукояновских домов и семей. Это, прежде всего номера И.Т. Агеева. Здание номеров сохранилось до сих пор (улица Пушкина, 326). По преданию, бывал Пушкин и в доме Сыромятниковых, с хозяином которого был хорошо знаком. Дом не сохранился. Зато дожил до наших дней дом Ольги Калашниковой–Ключаревой, дочери болдинского управляющего, с которой связан крепостной роман Пушкина в бытность его в Михайловском.

Болдино заняло исключительное место в мире духовно-нравственных ценностей А.С. Пушкина и как “животворящая святыня” его фамильной истории, и как место его вдохновенных творческих трудов. Здесь создана основная часть пушкинских произведений тридцатых годов.

Кроме того, писатель посетил в период с 2 по 3 сентября 1833г Нижний Новгород.

Город встретил поэта полосатым шлагбаумом, деревянной некрашеной пирамидой с двумя губернскими гербами и рядом стоящим мышиного цвета верстовым столбом с надписью на дощечке: «Граница Нижегородского уезда». А. С. Пушкин ехал в Нижний Новгород к губернатору М.П. Бутурлину и задержался в городе, имея определенную цель: ознакомиться с содержанием «пугачевских» дел местного архива.

Для писателя город всегда оставался «отчизной Минина», и потому можно полагать, что поэт задержался в кремле, чтоб осмотреть обелиск – памятник в честь великого гражданина России, о котором так много говорили в столице. Разговоры эти велись потому, что скульптурная группа «Минин и Пожарский», выполненная академиком И.П. Мартосом для Нижнего Новгорода, так и не была установлена на родине героя, а куплена казной, увезена в Москву и там заняла место в центре Красной площади, напротив гостиных рядов.

В Нижнем же Новгороде старанием А. И.Мельникова и И. П. Мартоса был открыт обелиск. Кроме того, А. С. Пушкин восхищался Нижегородской ярмаркой, которая создала в его воображении впечатление «бального разъезда».

Таким образом, Александр Сергеевич был в Нижегородской губернии ни один раз. Многое его здесь восхищало, заставляло задуматься. Не только свои переживания, но и минуты радости, он воплотил в произведениях, которые стали мировыми шедеврами литературы.


Другое по теме:

Происхождение вятичей
Откуда же пришли вятичи? Повесть временных лет о происхождении вятичей сообщает: “ .радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо два брата в лясех, - Радим, а другой Вятко, - и пришедша Радим на Сежу, и п ...

Похороны народов Сибири (кеты)
В духовной культуре каждого этноса существует два генетически разных слоя: исторически более ранний (нижний), состоящий из унаследованных от прошлого компонентов культуры и исторически более поздний ...

Свадебные обряды и обычаи
Кажется, нет в мире ни одного более торжественного пиршества, которое можно сравнить со свадебным обрядом. Каждый народ свои взгляды и обычаи на обряд брака. Но как молодые мужчины, так и женщины у н ...