Верования юкагиров
Страница 1

Верования юкагиров включают культ природы, промысловые обряды, шаманство. Согласно фольклору вселенная делится на верхний – небесный мир (пудоол лэбиэ), средний – земной мир (ордьоол лэбиэ) и нижний – подземный мир. Их связывает мировая река; чтобы попасть в нижний мир, шаман или герой плыл на лодке вниз по течению реки.

Верхний мир населяли божества, они помогали людям в промысле, оберегали от болезней и бед, наказывали за дурные поступки. Наиболее почитались божества неба и солнца. Главного небесного бога называли Хойл (бог, икона), так же называли куклу-идола или череп шамана предка. Вероятно, представление о Хойле переплелось у юкагиров с представлением о христианском Боге. Средний мир населяли духи-хозяева. Главными считались хозяин земли – Лэбиэн-погиль, пресной воды – Оджин-погиль и моря – Чобун-погиль. Им подчинялись хозяева гор – Пиен-погиль, леса – Йолин-погиль, а также хозяева тундры, заливов, рек, озер, животных (оленей – Толон-мойе, лосей – Пиедьен-мойе, зайцев – Чольгорон-мойе и др.). Особое место занимали хозяин огня – Лочин-погиль, хранитель семейного очага, покровитель семьи; образы матерей природы: солнца – Йэльоодьэ эмэй, огня – Лосид эмэй, неба – Кужууд эмэй, земли – Лэбиэд эмэй, леса – Шаад эмэй, воды – Ооожиид эмэй, реки – Унууд эмэй и др. Были развиты культы лося, осетра и т.п Важную роль играл культ медведя, известны мифы юкагиров о браке женщины и медведя. Кости промысловых животных складывали в анатомическом порядке и хоронили на специальных лабазах или деревьях, совершая при этом магические действия и заговоры. Перед весенним промыслом лося или оленя устраивали обряд очищения – проходили через арку из двух деревьев с перекладиной, на которую вешали шкурки белки, зайца, лисицы, украшения, разноцветные тряпки, ленты, окрашенный мех оленя и др.; приносили жертвы хозяевам тайги, земли и данной местности. Весной, когда на реках вскрывался лед, женщины и девушки бросали в воду бисер – в подарок детям хозяина реки. Старым деревьям жертвовали ленты, тряпочки, деньги и пр. Перед промыслом совершали обряд кормления огня. С домашним очагом связывались запреты: нельзя было проходить между очагом и главой семьи, давать огонь из очага посторонним и т.д.

Нижний мир вселенной представлялся многослойным, его верхний слой населяли мертвые, предки (айбии); нижний слой – сказочные старики и старухи – людоеды, среди них птиценогий великан Кожэ-ерге, дух болезни, старуха Элэ Дулбэн и др., а также злые духи (кукуль), черти (ньаньулбэн, элйэдулбэн) и их глава – старик Острая голова – хозяин нижнего мира, мифический предок юкагиров, впоследствии отождествленный с Сатаной. По представлениям юкагиров, неподвижные предметы материального мира имели одну душу (айбии), человек – три души. Одна живет в голове, если человек заболевает, она уходит в нижний мир к предкам, испуганная вхождением в тело злого духа, и может вернуться под влиянием действий шамана; вторая душа находится в сердце, от нее зависит жизнь человека; третья пронизывает все тело человека, как его двойник отбрасывает тень на землю. Душа умершего имеет несколько возможностей для нового рождения: либо сразу воплотится в новорожденного, либо станет растением и лишь через определенное время возродится в младенце. Близкому родственнику достаточно оказаться рядом с душой умершего, и она вселится в него. Хоронили покойников головой на юг, у могил совершали жертвоприношения, ставили идолов.

Календарный год у юкагиров делился на 13 лунных месяцев. У нижнеколымских и анюйских юкагиров в конце XVIII в. март назывался чингле (охотничий), апрель – палпаша (почковый), май – кутье (вскрытия рек), июль – няба (осенний), август – ончу, онджи (водяной), сентябрь – чакам (рыбный) и т.д.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Сказка как первый опыт знакомства с мировосприятием далеких предков
Если подобрать к слову "сказка" однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка – сказывать - рассказывать. То есть сказка - это то, что ...

Духовная культура и обрядность
Рассмотрим вначале обряды и обычаи, связанные с традициями семейной жизни грузин. Основной формой семьи была малая семья. Большие семьи (диди оджахи) постепенно, особенно во второй половине 19 века, ...

Особенности формирования населения США
Известно, что понятие «нация» подразумевает историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, а также характера и ...