Верования юкагировСтраница 2
Шаманы занимали особое место в социальной структуре юкагир. были покровителями рода. Шаман перевоплощался в духа, обладавшего сверхъестественными возможностями. Главные функции шамана – лечение, принесение духам охоты жертв (собаки и олени), связь с миром предков, тенями умерших. Под влиянием тунгусов у юкагиров появились специальная шаманская одежда и атрибуты: бубен (йалгил), колотушка (пэйдубэ), кафтан, нагрудник, шапка, обувь, а также изображения духов-помощников шамана (эйльии). Самыми сильными духами-помощниками считались мамонт и медведь, росомаха, а также души предков.
Существовал культ умерших шаманов: их тела расчленяли с помощью спец. крюков, кости, череп, мясо, нарезанное на ленты, высушивали и хранили как родовые святыни, кровью шамана смачивали части его одежды, которые также считали амулетами. Череп умершего шамана помещали на деревянную куклу в рост человека (шан шоромо – деревянный человек), одетую в шаманский кафтан, называли ее богом Хойл, ставили на почетное место в жилище, кормили, обращались с просьбами, при перекочевках перевозили с собой.
Наряду с шаманством юкагиры верили в силу заговоров и гаданий (на оленьей лопатке, на челюсти зайца), в колдунов (антадьяйе), носили обереги-амулеты. Охотничьими амулетами считали шкурку белки (талан), носы и когти медведя, охранителями дома – шкурки гагары, утки: их вешали над входом жилища.
С XVII в. на северо-востоке России распространилось христианство. Из 1860 прихожан Нижнеколымской церкви 1210 были юкагиры, якуты, чуванцы, тунгусы, коряки (1843).
Другое по теме:
Общество
Социальная структура. До 1964 члены королевского клана мухаммадзай (пуштуны союза племен дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Следующий по значению слой со ...
Иордания
Иордания - арабское государство на Ближнем Востоке. Около 90 % занимают пустыня и полупустыня. Приезжие в Иорданию туристы могут посетить пляжи и коралловые рифы залива Акаба, где подводный мир можно ...
Культура Приенисейского края в XVIII-начале XIX века
Преобразования Петра I в области культуры слабо затронули Сибирь. Только воеводская администрация облачилась в треуголки, форменные кафтаны, надела парики, а во времена бироновщины прицепила пудренны ...