Верования юкагиров
Страница 2

Шаманы занимали особое место в социальной структуре юкагир. были покровителями рода. Шаман перевоплощался в духа, обладавшего сверхъестественными возможностями. Главные функции шамана – лечение, принесение духам охоты жертв (собаки и олени), связь с миром предков, тенями умерших. Под влиянием тунгусов у юкагиров появились специальная шаманская одежда и атрибуты: бубен (йалгил), колотушка (пэйдубэ), кафтан, нагрудник, шапка, обувь, а также изображения духов-помощников шамана (эйльии). Самыми сильными духами-помощниками считались мамонт и медведь, росомаха, а также души предков.

Существовал культ умерших шаманов: их тела расчленяли с помощью спец. крюков, кости, череп, мясо, нарезанное на ленты, высушивали и хранили как родовые святыни, кровью шамана смачивали части его одежды, которые также считали амулетами. Череп умершего шамана помещали на деревянную куклу в рост человека (шан шоромо – деревянный человек), одетую в шаманский кафтан, называли ее богом Хойл, ставили на почетное место в жилище, кормили, обращались с просьбами, при перекочевках перевозили с собой.

Наряду с шаманством юкагиры верили в силу заговоров и гаданий (на оленьей лопатке, на челюсти зайца), в колдунов (антадьяйе), носили обереги-амулеты. Охотничьими амулетами считали шкурку белки (талан), носы и когти медведя, охранителями дома – шкурки гагары, утки: их вешали над входом жилища.

С XVII в. на северо-востоке России распространилось христианство. Из 1860 прихожан Нижнеколымской церкви 1210 были юкагиры, якуты, чуванцы, тунгусы, коряки (1843).

Страницы: 1 2 


Другое по теме: