Статьи » Экономическая и социальная география как подсистема географических наук

Экономическая и социальная география как подсистема географических наук
Страница 1

Одну из основных "стволовых" ветвей (подсистем) в системе географических наук, по мнению В.Г. Максаковского, образует социально-экономическая география, представляющая общественное направление в этой науке. Существует множество ее определений, что объясняется как субъективными (мнения отдельных ученых), так и объективными (изменение содержания самой науки) причинами. Но главное в их содержании - трансформация экономической географии в социально-экономическую. В течение длительного времени социально-экономическая география именовалась экономической, что в общем было оправдано, поскольку внимание географов концентрировалось прежде всего на закономерностях, условиях и особенностях территориального размещения материального производства. Такой подход был особенно характерен в советский период, когда господствовал методологический тезис о том, что именно материальное производство определяет все остальное развитие и размещение, включая развитие и размещение трудящегося населения как главной производительной силы общества. В связи с этим, несмотря на существенные отличия в самом определении экономической географии, сущность ее почти всегда сводилась именно к общественному производству

Итак, официальное название науки в России - "Экономическая, социальная и политическая география", но это не три самостоятельные науки, а название всего комплекса общественно-географических наук, который для упрощения называют по традиции экономической географией.

Существуют две точки зрения на процесс формирования экономической и социальной географии. Согласно одной, эта наука возникла в недрах экономической географии как попытка социологизации, экологизации и гуманизации последней. Другая точка зрения акцентирует внимание на складывании экономической и социальной географии изначально в виде самостоятельной дисциплины, отвечающей на конкретный общественный запрос - согласовать цели и задачи экономического и социального развития.

Под названием "экономическая и социальная география" научная отрасль была внесена в перечень наук Государственного комитета по науке и технике СССР в 1976 г.

Экономическая и социальная география в процессе исторического развития интегрировалась в целостную науку, которая имеет собственный предмет познания - территориальные общественные системы разных типов и уровней, общую методологию и разнообразные методы исследования. Целостность науки предполагает сложную внутреннюю структуризацию, обусловленную потребностью комплексного познания всех форм пространственной организации общества, всех сторон и граней территориальных общественных систем. Так, структуризация экономической и социальной географии определяется и вхождением ее в конструктивный период развития, когда практика требует не только глубокого изучения территориальной дифференциации жизнедеятельности людей, но и разработки механизма ее совершенствования.

В начале XXI в. экономическая и социальная география стала важнейшей и наиболее динамичной из географических наук, имеющей большое значение для оптимизации развития и размещения общества, совершенствования его пространственной организации.

Интеграционная особенность экономической и социальной географии получила отражение и в названии науки.

Первая составляющая экономической и социальной географии - экономическая география.

Эта наука изучает закономерности и особенности территориальной (пространственной) организации производительных сил, формирования и развития территориально-производственных и межотраслевых комплексов. Она исследует территориальные сочетания природных ресурсов, формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения повышения производительности труда и эффективности самого производства. Международное признание получили методология и практика экономического районирования, учение об экономических районах и энергопроизводственных циклах. В составе экономической географии успешно развиваются география промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Освоение Северной Америки в период с 1700 по 1725 гг.
После плавания Колумба Испания, обладая сильным флотом, держала под контролем пути в Новую Испанию и Острова Мексиканского залива. Менее обеспеченные флотом другие морские державы не рисковали направ ...

Природа
Протяженность сухопутных границ Кореи ок. 1400 км, а морских – 8700 км. В целом восточное побережье Кореи более ровное, а западное и южное – сильно изрезано, риасового типа, изобилующее многочисленны ...

Внутрирегиональные различия района
1. Санкт-Петербург Санкт-Петербург - город федерального значения, важнейший после Москвы промышленный, культурный и научный центр, крупнейший транспортный узел страны, морской и речной порт. Санкт-Пе ...