Исторический очерк Горного Алтая
Страница 10

Многие крестьяне, переселившись на новые места, начинали заниматься охотой на пушного и копытного зверя, а также сбором кедрового ореха. Однако наряду с этими занятиями они продолжали заниматься и земледелием. Оно развивалось на новом месте с успехом. Для этого крестьяне выжигали под пашни лес. Нередко такие выжиги приводили к крупным пожарам. Нерациональное использование лесных богатств приводило к упадку экономики алтайских хозяйств. Особенно страдали от выжигов алтайцы - охотники. Зверь уходил дальше в горы в тайгу, и, чтобы его добыть, охотнику приходилось приложить немало усилий. Многие алтайцы, учитывая бесперспективность такой охоты, стали приспосабливаться к новым условиям жизни. Они начали интенсивней заниматься земледелием. Первыми к земледелию приобщились кумандинцы. По примеру русских крестьян они стали расширять свои запашки, переходя одновременно от мотыжного - к более прогрессивному, плужному земледелию. В районах тесного соприкосновения с русским населением кумандинцы строили жилые дома и другие хозяйственные постройки, приобщались к огородничеству и заготовке сена для зимнего содержания скота.

Массовое заселение Горного Алтая русским народом способствовало не только к переходу к пашенному земледелию и стойловому скотоводству, но и к более быстрому развитию торговли появлению товарно-денежных отношений. Торговля между русскими людьми и алтайцами возникла еще в XVII веке, когда были отмечены обмены товарами служилых людей и алтайских аборигенов.

Кроме торговли с русскими, алтайцы вели обмен между собой. Предметами обмена были скот, а также различные товары хозяйственного и бытового назначения.

С конца XVIII века русские купцы стали приезжать к алтайцам в горы для обмена и торговли. Первая купеческая заимка была построена на реке Семе. Постепенно купцы проникли в долину реки Чуи, где у местных жителей обменивали товары.

Для бесперебойного снабжения аборигенов товарами, хранения их в Кош - Агаче, русскими купцами были построены первые склады и избушки.

Ежегодно у речки Бураты проходила ярмарка. В ней принимали участие тувинцы, монголы, китайские купцы, монгольские солдаты и алтайцы. Русские торговцы привозили сюда на продажу в основном кожу, сукно, различные ткани и изделия из железа: замки, котлы, топоры и чайники. Взамен они здесь покупали шкуры сурка, рогатый скот и чай. Кроме Чуи, торговля велась и на Челушманской долине. Денег в обиходе не было. Вместо них употребляли беличьи шкурки.

В конце XIX- XX века в связи с развитием новых отраслей хозяйства, земледелия и пчеловодства, на рынок все больше поступает изделий домашнего производства: воска, меда, масла, холста, кож, скота и т. д. В конце XIX века только кузнецкие купцы скупали у местных крестьян и алтайцев Бийского округа различных товаров на общую сумму до 800 тысяч рублей. Из них на 38 тысяч закупалось пушнины. Эти товары отправлялись частью на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, частью - в Томск, Красноярск, Иркутск. Так происходило втягивание натурального алтайского хозяйства в товарно - денежные отношения, в результате которого одна часть алтайцев богатела, а другая - разорялась.

Второй период, начавшийся после Октябрьского переворота, наиболее интенсивный, приведший кочевые и полукочевые племена алтайцев к окончательной оседлости. После Октябрьской революции, большевики, согласно ленинскому плану начали плановый перевод на оседлость многих малых народов царской России, в том числе и алтайцев. Перевод на оседлость хозяйств коренного населения Алтая сопровождался не только ломкой их экономического положения и изменением образа жизни, но и трансформация освященных религией обычаев, традиций. Изменялись извечные родовые структуры, имевшие большое значение в жизни алтайца-кочевника.

Советский период в жизни алтайского народа.

Период 1917 - июнь 1918 года был одним из важнейших в истории Горного Алтая. По значимости на первом месте стоял национальный вопрос. Достаточно определенные требования решения национального вопроса в России выдвинули большевики. В борьбе со старым режимом наиболее привлекательными для народных масс национальных окраин оказались их лозунги о равноправии национальностей, признание за каждой нацией право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Другое по теме:

Характеристика историко-архитектурных достопримечательностей улицы
Улица Свердлова богата на старинные здания и знаменитые постройки. Жители этой улицы могут гордиться своими именитыми соседями – поэтом Велимиром Хлебниковым, художником Борисом Кустодиевым и купцом ...

Церковь святой Софии
Еще в византийскую эпоху, предположительно в VIII-IX веках, была возведена скальная церковь св. Софии, ставшая главной святыней городища. Она просуществовала, как и почти все церкви этого региона, до ...

Поливное земледелие Юж. Каз
Ирригацио́нное земледелие (поливное земледелие, орошаемое земледелие) — земледелие в зоне с недостаточным количеством сезонных осадков, основанное на искусственном орошении с помощью ирригационн ...