Исторический очерк Горного Алтая
Страница 10

Многие крестьяне, переселившись на новые места, начинали заниматься охотой на пушного и копытного зверя, а также сбором кедрового ореха. Однако наряду с этими занятиями они продолжали заниматься и земледелием. Оно развивалось на новом месте с успехом. Для этого крестьяне выжигали под пашни лес. Нередко такие выжиги приводили к крупным пожарам. Нерациональное использование лесных богатств приводило к упадку экономики алтайских хозяйств. Особенно страдали от выжигов алтайцы - охотники. Зверь уходил дальше в горы в тайгу, и, чтобы его добыть, охотнику приходилось приложить немало усилий. Многие алтайцы, учитывая бесперспективность такой охоты, стали приспосабливаться к новым условиям жизни. Они начали интенсивней заниматься земледелием. Первыми к земледелию приобщились кумандинцы. По примеру русских крестьян они стали расширять свои запашки, переходя одновременно от мотыжного - к более прогрессивному, плужному земледелию. В районах тесного соприкосновения с русским населением кумандинцы строили жилые дома и другие хозяйственные постройки, приобщались к огородничеству и заготовке сена для зимнего содержания скота.

Массовое заселение Горного Алтая русским народом способствовало не только к переходу к пашенному земледелию и стойловому скотоводству, но и к более быстрому развитию торговли появлению товарно-денежных отношений. Торговля между русскими людьми и алтайцами возникла еще в XVII веке, когда были отмечены обмены товарами служилых людей и алтайских аборигенов.

Кроме торговли с русскими, алтайцы вели обмен между собой. Предметами обмена были скот, а также различные товары хозяйственного и бытового назначения.

С конца XVIII века русские купцы стали приезжать к алтайцам в горы для обмена и торговли. Первая купеческая заимка была построена на реке Семе. Постепенно купцы проникли в долину реки Чуи, где у местных жителей обменивали товары.

Для бесперебойного снабжения аборигенов товарами, хранения их в Кош - Агаче, русскими купцами были построены первые склады и избушки.

Ежегодно у речки Бураты проходила ярмарка. В ней принимали участие тувинцы, монголы, китайские купцы, монгольские солдаты и алтайцы. Русские торговцы привозили сюда на продажу в основном кожу, сукно, различные ткани и изделия из железа: замки, котлы, топоры и чайники. Взамен они здесь покупали шкуры сурка, рогатый скот и чай. Кроме Чуи, торговля велась и на Челушманской долине. Денег в обиходе не было. Вместо них употребляли беличьи шкурки.

В конце XIX- XX века в связи с развитием новых отраслей хозяйства, земледелия и пчеловодства, на рынок все больше поступает изделий домашнего производства: воска, меда, масла, холста, кож, скота и т. д. В конце XIX века только кузнецкие купцы скупали у местных крестьян и алтайцев Бийского округа различных товаров на общую сумму до 800 тысяч рублей. Из них на 38 тысяч закупалось пушнины. Эти товары отправлялись частью на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, частью - в Томск, Красноярск, Иркутск. Так происходило втягивание натурального алтайского хозяйства в товарно - денежные отношения, в результате которого одна часть алтайцев богатела, а другая - разорялась.

Второй период, начавшийся после Октябрьского переворота, наиболее интенсивный, приведший кочевые и полукочевые племена алтайцев к окончательной оседлости. После Октябрьской революции, большевики, согласно ленинскому плану начали плановый перевод на оседлость многих малых народов царской России, в том числе и алтайцев. Перевод на оседлость хозяйств коренного населения Алтая сопровождался не только ломкой их экономического положения и изменением образа жизни, но и трансформация освященных религией обычаев, традиций. Изменялись извечные родовые структуры, имевшие большое значение в жизни алтайца-кочевника.

Советский период в жизни алтайского народа.

Период 1917 - июнь 1918 года был одним из важнейших в истории Горного Алтая. По значимости на первом месте стоял национальный вопрос. Достаточно определенные требования решения национального вопроса в России выдвинули большевики. В борьбе со старым режимом наиболее привлекательными для народных масс национальных окраин оказались их лозунги о равноправии национальностей, признание за каждой нацией право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Другое по теме:

Традиционные хозяйственные занятия и орудия труда.
Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят было скотоводство. Позже под влиянием русских крестьян буряты всё больше стали заниматься пашенным земледелием. В Забайкалье типично монгольское к ...

Хронология путешествий
1470-е годы – Колумб поселяется в Португалии, в Лиссабоне. Теперь он ходит на португальских судах, заплывая далеко на север. Известно, что именно тогда ему удалось побывать на Британских островах, а ...

Национальный костюм
Мужская одежда крымчаков, по описанию начала текущего столетия, состояла из "синего архалука, стянутого широким поясом с серебряными украшениями, независимо от небольшого кинжала или медной черн ...