Исторический очерк Горного Алтая
Страница 9

В своей работе Н.С. Модоров высказывает мысль о том, что вхождение и последующее пребывание алтайцев в составе России изменило не только быт и культуру, но и социально – экономические отношения. Включение алтайцев в товарно-денежные отношения, в единый всероссийский рынок содействовало более быстрому разложению натурального хозяйства аборигенов. От русских крестьян ими были восприняты многие новые занятия, хозяйственно - бытовые навыки. Многое переняли у местных народов и русские. В их обиход прочно вошли меховая алтайская одежда и обувь, а в арсенал охотников – многие примы алтайской охоты и др.

Противоположную точку зрения высказывает В. И Кандаракова, которая склоняется к признанию концепции «завоевания». Характеризуя процесс присоединения Северного Алтая к России, использует термины «захват, покорение, подчинение», «политика царизма покорять народы Сибири «к ясачным людям ласку и привет держати» не была политикой гуманизма, а была стремлением царя владеть монопольно подчиненными народами Сибири, в том числе населением Северного Алтая. Предписание царя о захвате новых земель, покорение других народов «ласкою», а в случае отказа подчиняться добровольно, не платить ясак, «пускать в ход оружие», подтверждает цели царской России.[32]

Я.А. Пустогачев разделяет позицию Е.П. Кандараковой и в работе «К вопросу присоединения северных этносов к России» говорит, что «со времени открытия Сибирь стала бездонной кладовой России – меха, золото, алмазы, лес, газ и нефть – все это выкачивают из нас. Чуть оскудеет один источник богатств, как ученые находят новый. За годы освоения сибирских просторов наибольшую утрату понесли коренные их обитатели. Народы Сибири лишились многих исконных областей проживания, значительно подорвана основа их традиционного хозяйства. В результате культурной диффузии и ассимиляции умирает часть языков, все меньше и меньше становится хранителей духовного наследия сибирских народов – сказителей, сказочников, певцов».[33]

Оценка последствий вхождения Алтая в состав России неодинакова. Так исследователь Ф. А. Сатлаев отмечает как положительное, так и отрицательное влияние заселения территории проживания алтайцев русскими крестьянами и заводскими рабочими. Другие ученые - историки полагают, что присоединение Республики Алтай ускорило ее социально – экономическое, культурное и политическое развитие региона.

Другие напротив видят лишь негативные стороны вхождения в состав русского государства – ассимиляцию местного населения, подавление культурных традиций, вмешательство в хозяйственную жизнь.

Плодородные места Горного и предгорного Алтая, богатые промысловым зверем, рыбой, обширными пустошами пастбищами манили к себе крестьян. На новом месте крестьяне распахивали целину, сеяли хлеб, косили сено, обзаводились жильем и хозяйственными постройками. Но, заселяя раннее не обжитые места, крестьяне не редко вырубали и выжигали лесные массивы под пашни, что приводило к лесным пожарам. Все это повлекло за собой жалобы коренного населения на переселенцев.

Таким образом, с каждым годом район заселения ширился, приближаясь к Горному Алтаю. Постоянно росло численность поселений в предгорьях Алтая. К 1825 году в этом районе возникло уже свыше 54 русских селений, составивших Алтайскую волость с центром в селе Каменка. Усилившийся поток переселенцев доставлял немало неудобств коренному народу, которым приходилось привыкать к новым соседям.

Негативное последствия освоения Алтая русскими переселенцами отразившиеся на демографических процессах самих алтайцев отмечали Н.М. Ядринцев, Г. Н. Потанин, а также И. И.Серебрянников, акцентируя внимание на их обрусении и сокращении численности. Действительно, коренное население, которое проживало в непосредственной близости к русским поселениям, больше подвергались обрусению. Но в то же время, в ходе оседания кочевого народа, с более интенсивным развитием земледелия начинает происходить рост численности алтайцев. В то же время, в результате усиленного притока пришлого, главным образом русского населения, наблюдается падение удельного веса аборигенов.

Уже в 1897 году, по результатам первой Всероссийской переписи населения, количество «инородцев», признавших своим родным языком русский по отношению ко всем коренным носителям данной губернии или области выглядит следующим образом: Тобольская – 3.4%; Томская -22%; Енисейская – 10.6%; Иркутская – 12.2%; Забайкальская – 13,3%; Якутская – 0.1%.[34]В то время как Горный Алтай до 1898 года входил в состав Бийского округа Томской области. Число алтайских племен в это время составляло примерно 34 тыс. человек, а русских - около 25 тыс. человек.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое по теме:

Цыганский национальный костюм
Есть несколько цыганских национальных костюмов. Их общая особенность — непременно закрытая область бёдер и колен. · Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье. · Знаменитые ...

Архаическая семейная община – братская семья
Братская семья Согласно Исповедным росписям, с XIX в. cелькупская семья могла состоять из взрослых братьев с женами и детьми. Взрослые сыновья братьев, имевшие уже свои семьи, оставались в этой больш ...

Проблемы города
В Астраханскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило обращение астраханцев, возмущенных захламленностью улиц нашего города и тем, что муниципальные органы власти не принимают мер по санит ...