Исторический очерк Горного Алтая
Страница 2

Многочисленные находки из Пазырыкских захоронений ставят Горный Алтай на одну ступень с великими культурами, с центрами древней культуры Средней Азии, Кавказа и Причерноморья. Эти находки свидетельствуют о том, что древние жители Горного Алтая являлись создателями культурных ценностей, заслуженно вошедших в сокровищницу мировой культуры. История научного изучения памятников этого времени уходит в XIX век, начинаясь, главным образом, с раскопок В.В. Радлова в 1865 г., однако наиболее яркие материалы были добыты уже в XX веке в результате исследований М.П. Грязновым[7] и С.И.Руденко[8] больших гороно - алтайских курганов с каменной наброской, содержавших захоронения вождей племен.

Одной из последних находок пазырыкского времени стали курганы, детально исследованные археологом Н.В. Полосьмак в долине Укок. Благодаря этой работе был сделан значительный вклад в историческую науку. Среди изученных курганов встречаются и рядовые погребения, и пышные усыпальницы вождей, где присутствует большое количество золотых изделий и изделий из дерева, покрытых золотой фольгой. «Разные по социальному уровню погребения пазырыкского периода говорят о том, что высший общественный слой еще только формировался, что процесс социального разграничения только начинался.»[9]

Найденные в курганах дорогие шелковые ткани, ракушки свидетельствуют о существовании обмена между Горным Алтаем и странами Средней Азии. Из Горного Алтая вывозился мех ценных пушных зверей, в частности соболя, и конечно, золото. О занятии охотой на ценного пушного зверя свидетельствует одежда из меха горностая, найденная Радловым в Катандинском кургане, находки С. И Руденко и Н.В. Полосьмак одежды из соболя, белки, горностая и барса в пазырыкских курганах.[10] В обмен на эти товары горноалтайцы получали из Средней Азии дорогие ткани и ковры, изделия из драгоценных камней, бусы, бисер, а с Индийского океана – ценные раковины каури. Торговые связи поддерживались и с далеким Китаем, откуда привозились шелковые ткани. Таким образом, предки современных народов Южной Сибири и Средней Азии постоянно поддерживали торгово-экономические связи со многими народами Востока.[11]

Из домашних животных древние горноалтайцы разводили лошадей, крупный мелкий рогатый скот. Лошадь использовалась не только в качестве средства передвижения, мясо ее употреблялось в пищу, из кобыльего молока приготовляли кумыс.

Наряду с овцами грубошерстной породы, жители древнего Алтая разводили тонкорунных овец. Найдено много изделий из овечьей шерсти, войлочные покрышки конских седел и потники, одежда людей. Они разводили также коров и яков, держали кур.

Древние жители умели строить деревянные дома. Исследовав пазырыкские погребальные конструкции, можно сделать вывод, что люди, которые их сооружали, обладали набором профессиональных навыков, необходимым для возведения деревянных жилищ и хозяйственных построек.[12] О наличии таких навыков свидетельствует и С.В. Киселев. Но наиболее распространенными их жилищем была войлочная передвижная юрта – кибитка. Такой тип жилища определялся характером скотоводческого хозяйства, связанного с сезонными перекочевками.

Одежда древних горноалтайцев была хорошо приспособлена к местному климату и образу жизни. В основном материалом для одежды служили кожа, войлок и шерсть, также присутствовали элементы меха.

Из домашних вещей у них были чаши для питья, металлическая посуда и специальные на поддонах медные, так называемые «скифские», котлы для варки пищи.

В Пазырыкских курганах были также найдены ковры с изображениями божеств. Присутствие в различных курганах китайских тканей говорит о достаточно прочных в ту пору связях Горного Алтая с Китаем. Однако более давним были культурные связи древних горноалтайцев с Передней Азией, о чем свидетельствует обнаруженные в одном из курганов очень редкие ткани.

Были обнаружены повозки, украшенные разного рода рисунками.

Однако самыми замечательными находками этих курганов являются произведения изобразительного искусства. Многочисленные образы художественной резьбы по дереву и рогу, вырезки из кожи и многое другое достигли совершенства даже с нашей современной точки зрения.

Замечательны многочисленные золотые украшения, просто литые или со вставками из самоцветов. Наличие в курганах множества изделий покрытых золотой фольгой наталкивает на мысль, что пазырыкцев интересовал не само золото, а его блеск. Возможно у них существовал культ солнца, поэтому они им важен был золотой блеск изделий. Господствующим сюжетом в этом искусстве является изображение зверей, причем приемы изображения чрезвычайно разнообразны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Опыт зарубежных стран по предотвращению развития теневой экономики
В предотвращении развития теневой экономики России большой интерес представляет зарубежный опыт профилактики этого явления. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Вена, 2002 г.) был создан специальный ...

Сели, оползни, лавины как лимитирующие природные факторы
Снежная лавина – быстрый сход снежных масс по горному склону, связанный с нарушением устойчивости их залегания. Лавины сходят на горных склонах крутизной преимущественно 20–60 градусов. Преобладают л ...

Межличностные отношения
Всегда и везде существовали определённые правила общения и взаимоотношений между старшими и младшими, например, или между мужчинами и женщинами и т.д. В Италии также есть свои особенности межличностн ...