Исторический очерк Горного АлтаяСтраница 2
Многочисленные находки из Пазырыкских захоронений ставят Горный Алтай на одну ступень с великими культурами, с центрами древней культуры Средней Азии, Кавказа и Причерноморья. Эти находки свидетельствуют о том, что древние жители Горного Алтая являлись создателями культурных ценностей, заслуженно вошедших в сокровищницу мировой культуры. История научного изучения памятников этого времени уходит в XIX век, начинаясь, главным образом, с раскопок В.В. Радлова в 1865 г., однако наиболее яркие материалы были добыты уже в XX веке в результате исследований М.П. Грязновым[7] и С.И.Руденко[8] больших гороно - алтайских курганов с каменной наброской, содержавших захоронения вождей племен.
Одной из последних находок пазырыкского времени стали курганы, детально исследованные археологом Н.В. Полосьмак в долине Укок. Благодаря этой работе был сделан значительный вклад в историческую науку. Среди изученных курганов встречаются и рядовые погребения, и пышные усыпальницы вождей, где присутствует большое количество золотых изделий и изделий из дерева, покрытых золотой фольгой. «Разные по социальному уровню погребения пазырыкского периода говорят о том, что высший общественный слой еще только формировался, что процесс социального разграничения только начинался.»[9]
Найденные в курганах дорогие шелковые ткани, ракушки свидетельствуют о существовании обмена между Горным Алтаем и странами Средней Азии. Из Горного Алтая вывозился мех ценных пушных зверей, в частности соболя, и конечно, золото. О занятии охотой на ценного пушного зверя свидетельствует одежда из меха горностая, найденная Радловым в Катандинском кургане, находки С. И Руденко и Н.В. Полосьмак одежды из соболя, белки, горностая и барса в пазырыкских курганах.[10] В обмен на эти товары горноалтайцы получали из Средней Азии дорогие ткани и ковры, изделия из драгоценных камней, бусы, бисер, а с Индийского океана – ценные раковины каури. Торговые связи поддерживались и с далеким Китаем, откуда привозились шелковые ткани. Таким образом, предки современных народов Южной Сибири и Средней Азии постоянно поддерживали торгово-экономические связи со многими народами Востока.[11]
Из домашних животных древние горноалтайцы разводили лошадей, крупный мелкий рогатый скот. Лошадь использовалась не только в качестве средства передвижения, мясо ее употреблялось в пищу, из кобыльего молока приготовляли кумыс.
Наряду с овцами грубошерстной породы, жители древнего Алтая разводили тонкорунных овец. Найдено много изделий из овечьей шерсти, войлочные покрышки конских седел и потники, одежда людей. Они разводили также коров и яков, держали кур.
Древние жители умели строить деревянные дома. Исследовав пазырыкские погребальные конструкции, можно сделать вывод, что люди, которые их сооружали, обладали набором профессиональных навыков, необходимым для возведения деревянных жилищ и хозяйственных построек.[12] О наличии таких навыков свидетельствует и С.В. Киселев. Но наиболее распространенными их жилищем была войлочная передвижная юрта – кибитка. Такой тип жилища определялся характером скотоводческого хозяйства, связанного с сезонными перекочевками.
Одежда древних горноалтайцев была хорошо приспособлена к местному климату и образу жизни. В основном материалом для одежды служили кожа, войлок и шерсть, также присутствовали элементы меха.
Из домашних вещей у них были чаши для питья, металлическая посуда и специальные на поддонах медные, так называемые «скифские», котлы для варки пищи.
В Пазырыкских курганах были также найдены ковры с изображениями божеств. Присутствие в различных курганах китайских тканей говорит о достаточно прочных в ту пору связях Горного Алтая с Китаем. Однако более давним были культурные связи древних горноалтайцев с Передней Азией, о чем свидетельствует обнаруженные в одном из курганов очень редкие ткани.
Были обнаружены повозки, украшенные разного рода рисунками.
Однако самыми замечательными находками этих курганов являются произведения изобразительного искусства. Многочисленные образы художественной резьбы по дереву и рогу, вырезки из кожи и многое другое достигли совершенства даже с нашей современной точки зрения.
Замечательны многочисленные золотые украшения, просто литые или со вставками из самоцветов. Наличие в курганах множества изделий покрытых золотой фольгой наталкивает на мысль, что пазырыкцев интересовал не само золото, а его блеск. Возможно у них существовал культ солнца, поэтому они им важен был золотой блеск изделий. Господствующим сюжетом в этом искусстве является изображение зверей, причем приемы изображения чрезвычайно разнообразны.
Другое по теме:
Типологический метод
Типологический метод - один из основных применяемых в современной этнографии методов анализа общего и особенного в эмпирическом многообразии этнических явлений. Центральное понятие типологического ме ...
Специализация, уровень
развития сельского хозяйства района
Агропромышленный комплекс Центрального района - один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности. Однако собст ...
Транспорт
Значение железных дорог в Новой Зеландии не так велико, как в других индустриальных странах. С одной стороны это следствие природных условий (гористый рельеф, высокая сейсмичность), а с другой - конк ...