Статьи » Алтайский этнос в системе российской государственности » Республика Алтай как субъект Российской Федерации

Республика Алтай как субъект Российской Федерации
Страница 2

После Октябрьского переворота в Декрете о мире, в Декларации прав народов России большевистская партия фактически узаконила свои программные требования по национальному вопросу.

Пути и методы решения национального вопроса в большей степени зависели от соотношения политических сил, от исхода борьбы двух противоборствующих сил. События в национальных окраинах развивались в русле борьбы, свойственной стране в целом. Но здесь имелись свои особенности. В Горном Алтае большевистские принципы национального вопроса были известны народу. Алтайский губернский Совет вел работу, с одной стороны по советизации алтайской деревни, с другой, учитывая особенности развития Горного Алтая, - по созданию органов самоуправления алтайцев.

Так в 1917 году Временным Правительством в Сибири вводятся земства. Руководствуясь его правовыми актами, в Горном Алтае были проведены съезды инородческих волостей, на которых явочным путем был создан первый орган местного самоуправления - Алтайская Горная Дума, которую возглавил художник Г.И.Чорос - Гуркин. Однако Бийская уездная управа всячески препятствовала созданию национальной государственности алтайцев.[71]

Горная Дума поставила вопрос об образовании из горной части Бийского и Горного уездов особого Горно-Алтайского уезда еще до Октябрьского переворота. Тогда было дано согласие на образование своего уезда и для утверждения решения Временным правительством, в Петроград были делегированы председатель Думы Г. И. Чорос - Гуркин и секретарь Т. К. Семенов.

Принципиальное согласие правительства было уже получено, но осуществить его до Октябрьского переворота не удалось. Решение данного вопроса откладывалось на неопределенный срок, и не предпринимались никакие меры.

Тогда Горная дума 12 января 1918 года объявила явочным порядком территориально - национальное выделение населения Горного Алтая. Действия последней не противоречили принципам большевиков строительства территориально - национальной автономии. Большинство населения Горного Алтая поддержало политику Горной думы.

Вопрос об автономии вставал неоднократно. Однако, складывающаяся обстановка не позволяла решить его окончательно и должным образом. Лишь окончательное утверждение Советской власти в Горном Алтае позволило вновь вернуться к нему. После многочисленных обсуждений этого вопроса в разных инстанциях, он, наконец - то был решен. Декретом ВЦИК от 1 июня 1922 года было провозглашено образование Ойротской Автономной области с центром в селе Улала.[72] В состав области вошло 37 волостей, в которых проживало 90 825 чел, в том числе 25 597 русских и 64 228 алтайцев. Таким образом, Алтайский народ обрел свою территорию, свои, пусть и подконтрольные органы управления. Получил и возможность, пусть и в несколько ограниченных рамках, развивать культуру, науку, собственную интеллигенцию.[73]

Дальнейшее развитие Горного Алтая пошло несколько иным путем, не так, как рассчитывал Г.И. Чорос - Гуркин. К великому сожалению, политика Советского Союза 1920 -1930 -х гг. активно использовавшая методы репрессии, не дала закончить начатое дело региональным политикам. Среди репрессированных политиков оказался и великий художник Горного Алтая Григорий Иванович Чорос - Гуркин, что надолго «заглушило» стремление алтайской региональной элиты создать собственную высокую по статусу национально - государственную структуру, к которой стремился Г.И. Гуркин, ставший сегодня для нынешней национальной элиты и всего алтайского народа легендарной личностью, идеалом человека, вобравшим в себя как дар художника, так и волю политика.

«Мы можем сегодня по праву сказать, что Григорий Иванович Чорос - Гуркин - основатель нашей государственности», - говорил, выступая в 1996 году на торжественной встрече, Председатель Госсобрания Эл - Курултай Республики Алтай Д.И. Табаев.[74]

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Открытия Дмитрия Николаевича Садовникова
Самое знаменитое и наиболее полное собрание русских народных сказок увидело свет в конце 1850-х — начале 1860-х гг. Это «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева. Ручейками стекались к Афанасьеву ск ...

Станица Атаманская (градофорпостинская)
Рассмотрим станицу так, как это историческое место расположения проектируемого объекта. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона за 1893 год описывает станицу так. «Городофорпостинская станица на ...

Правила этикета в Италии. Национальные особенности
В Италии, как и в любой другой стране, есть такие моменты, на которые просто необходимо обращать внимание. Правила хорошего тона в Италии – это по существу не отдельные правила поведения. Этикет в Ит ...