Статьи » Алтайский этнос в системе российской государственности » Республика Алтай как субъект Российской Федерации

Республика Алтай как субъект Российской Федерации
Страница 3

Говоря о развитии государственности алтайцев, следует отметить, что после 1922 года и до 1990 года каких - либо коренных изменений в этом направлении не происходило. Исключением можно назвать лишь перевод автономной области из территориально - административной подчиненности Сибирскому, Западно-Сибирскому - к Алтайскому краю, и все-таки, идея о создании независимого Горного Алтая, зародившаяся еще в первые революционные годы и сформулированная Г. И. Гуркиным, продолжала жить, оказывая определенное влияние на руководство автономной области.

Среди некоторой части как алтайского, так и русского населения, именно под ее воздействием в конце 50 - х гг. у руководства автономной области вновь возникла идея изменить статус Горно-Алтайской автономной области. Предполагалось сделать ее республикой и вывести последнюю из-под опеки краевых властей. Этим шагом партийные лидеры стремились добиться экономической самостоятельности региона, устранить командно - распорядительную деятельность Барнаула на собственную политическую и экономическую деятельность. Однако в то время решить эту задачу не удалось. Потребовалось еще почти полвека, чтобы проблема «самоопределения алтайского народа» была разрешена.[75]

Образование Республики Алтай.

Создание республики фактически совпало с распадом СССР, когда каждый субъект получил самостоятельность и возможность повышения своего статуса, в том числе и РСФСР, переименованную в Российскую Федерацию, внутри которой происходили свои политические процессы. Провозглашенная "суверенизация" получила широкое распространение. Все бывшие автономные области провозгласили себя республиками, за исключением Еврейской.

Все они приняли Декларацию о государственном суверенитете. Необходимо отметить, как общую тенденцию, что Республика Алтай, как и другие автономные области, была образована путем преобразования в республику, которая была создана за достаточно короткий срок. (1990 - 1991 гг.), а образование автономной области продолжалась более пяти лет (1917-1922гг.)

Следует признать, что образование автономной области стала базой для образования республики, как отмечено выше, за короткий срок. Общими между этими образованиями следует считать то, что до приобретения статуса автономной области достаточно упорно велась полемика за выход Горного Алтая из состава Бийского уезда и создания самостоятельной автономной единицы, а до образования республики первоначально добивались выделение автономной области из состава Алтайского края и провозглашения республики.

Результатом массового выступления автономных областей за выход из состава краев явилось постановление Съезда народных депутатов РСФСР "Об основных началах национально - государственного устройства РСФСР" от 5 апреля 1991 года, в пункте 6 которого было записано: "Признать право национальных областей и автономных округов на выход из состава краев и областей", а также исключение из статьи 82 Конституции РСФСР нормы о том, что "автономная область входит в край", что заложило неотвратимость данного процесса и привело к его практической реализации.

Первым шагом к созданию республики явилось принятие 13 марта 1989 года решения облисполкома о выходе из состава Алтайского края. В последующие годы были приняты ряд важных документов, в том числе и решение областного совета народных депутатов от 22 сентября 1989 года "О повышении правового статуса автономной области", Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской АССР от 25 октября 1990 года, которая провозгласила преобразование автономной области в автономную республику. Во всех десяти статьях были четко изложены основные принципы (положения) государственности нового автономного образования, а в преамбуле - основания (причины) провозглашения суверенитета республики. Таких оснований указывалось пять. Указывалось, что в современный период статус автономной области, ограниченный в своих суверенных правах, не способствует эффективному использованию экономического потенциала Горного Алтая, не обеспечивает подлинного равенства народов и их свободное развитие и в связи с этим предлагалось считать неприемлемым дальнейшее откладывание рассмотрения вопроса о повышении государственно-правового статуса автономной области, что противоречило бы историческому стремлению народа Горного Алтая к национальному суверенитету[76].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Развитие внешних связей района
Преимущества ЭГП этого района создают удобства для привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения мн ...

Четыре зоны Китай-города
Несмотря на разрушение стены, Китай-город остается особой, изолированной территорией Москвы. Он четко отделяется от остальных районов полукольцом центральных площадей – Ногина, Старой, Новой, Дзержин ...

Развитие химической промышленности Красноярского края в 1990-2009гг
Программа развития. Целью программы развития красноярского края является обеспечение условий роста объема производства предприятий химии, предприятий по производству резиновых и пластмассовых изделий ...