Статьи » Алтайский этнос в системе российской государственности » Современная политическая ситуация в Республике Алтай

Современная политическая ситуация в Республике Алтай
Страница 4

Одним из первых на территории республики возникли приходы Русской Православной Церкви. К концу 1996 года православные приходы появились во всех районах республики, кроме того, в Горно - Алтайске действовала община старообрядцев.

На 1 января 2005 года в Республике Алтай зарегистрировано 36 религиозных объединений. Из них: 22 православных прихода и 1 монастырь, 4 мусульманских общины, 3 буддийских общины, 1 община римско-католической церкви, 6 религиозных объединений протестантского толка.[121]

Таким образом, можно сделать вывод, что религиозное разнообразие в республике выражено очень ярко. Такое разнообразие организаций свидетельствует о том, что многие жители республики все еще в поиске своей конфессиональной принадлежности. Но, тем не менее, каких - либо серьезных конфликтов не наблюдалось в отношениях этих организаций.

Если в религиозном отношении нет конфликтов среди организаций, то наблюдается некоторая напряженность в межэтническом отношении. По мнению исследователя Н.А. Тадиной, причиной «напряженности» между алтайцами и русскими этносами являются разность и несовместимость двух разных культур. Русские и алтайцы - два отдельных самостоятельных народа, живущих на одной территории. «Русские Горного Алтая представляют собой локальную этнокультурную общность, сформированную из потомков староверов, крестьян, беглых каторжан. Они осознают себя неотъемлемой частью русских, в разное время переселившихся из степного Алтая, а значит, Сибири и России».[122]

В результате присоединения Горного Алтая к России соприкоснулись два народа - русские и алтайцы, разные по происхождению: один европейский, другой азиатский, два различных языка - славянский и тюркский, две диаметрально противоположные культуры - земледельческая и скотоводческая, два образа жизни - оседлый и полукочевой, две религии - православная и традиционные алтайские верования. Отсюда неизбежно возникло непонимание друг друга и отрицание в форме противопоставления «своего» и «чужого», «былого» и «нового».

Происходит так называемая модернизация алтайского общества. Модернизацию в самом общем виде можно рассматривать как сложный и противоречивый процесс. Жизнь нескольких поколений показала духовно - нравственной стороны. Практика существования по чужому этническому образцу сопровождалось с внедрением традиционных форм культуры: избы с внутренней планировкой, хозяйства с огородом, пашней и покосами, стиля поведения, что вело к утрате своих этнических традиций и возникновению чувства неполноценности и социального отчуждения. В сознании старожилов еще со времен первых переселенцев глубоко укоренилось чувство некоего культурно - цивилизованного превосходства. Описывая жизнь крещенных, ВВ. Радлов писал: «А русские в пограничных деревнях никак не хотят видеть в крещенных алтайцах людей, равных себе, и смеются над ними, когда те требуют, чтобы им относились как к русским».[123]

Переняв новый образ жизни, алтайцы вскоре познакомились с его изнанкой - пьянством, нищетой, воровством и социальной деградацией. В архивных тетрадях А.В. Анохина есть интересные заметки по этому поводу: «Русская культура улучшая материальный быт алтайца, прививает в алтайце навыки земледельца - домохозяина, делает его физически чистоплотным, пробуждает его от азиатской лени к выносливому и систематическому труду…русская культура определенно заглушает в нем ценное благородное нравственное чутье… Алтайцы в своей массе от русской культуры нравственно развращаются. Это неоспоримый факт, который все исследователи Алтая всегда проходят молчанием».[124]

Советская власть в глазах алтайцев делала представителей русского этноса превосходящими их самих, как государствообразующего этноса. Также ошлифовывался стереотип - некая убежденность в невысоких деловых качеств и низком культурном уровне алтайцев, как и многих сибирских народов. Это мнение, во-первых, было обусловлено несхожестью их традиционных занятий и их стремлением сохранить свою культуру, обрядность, мировоззрение.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Миграция и эмиграция населения РК, динамика расселения населения во второй половине 20 века
Миграция населения - это переселение людей из одних районов проживания в другие. По направлению ее делят на внутреннюю и внешнюю. К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны), иммиграция ...

Древнерусский костюм x-xvii веков
К X веку на территории Восточной Европы образовалось первое феодальное государство славян - Киевская Русь, достигшая в этот период большого экономического и политического подъема, Эпоха: Киевской Рус ...

Второй этап исследования Северной Америки
Испанские, английские и французские экспедиции 15 - первой половины 18 вв. После открытия Х. Колумбом Багамских островов, Кубы и Гаити в 1492, который считается годом открытия Америки, наиболее актив ...