Статьи » Музыкальная культура Астрахани » Астраханская консерватория

Астраханская консерватория
Страница 1

В январе 1969 года Совет Министров СССР принял постановление об организации в Астрахани консерватории — восьмой по счету на территории Российской Федерации.

На первый взгляд, может показаться неожиданным, что новая консерватория возникла в городе, где число жителей сравнительно невелико и к тому же нет ни оперного театра, ни симфонического оркестра. В принципе наличие таких крупных профессиональных коллективов считается необходимым условием для существования музыкального вуза. Поэтому небольшой группе инициаторов ^го открытия пришлось настойчиво убеждать тех, от кого зависело решение вопроса, в возможности обеспечить успешную работу консерватории, и в целесообразности ее создания. Вопрос ставился, с одной стороны, о продолжении богатых традиций Музыкального прошлого Астрахани, с другой — о значении нового вуза для дальнейшего подъема искусства на обширной территории Нижнего Поволжья и Северного Кавказа.

К числу тех, кто был твердо убежден в необходимости открытия Астраханской консерватории, относилась М. П. Максакова. Она с восторгом встретила это начинание и выразила готовность всячески ему содействовать. Имя Максаковой, по ее просьбе, стояло на первом месте в списках педагогов, приглашаемых на работу во вновь организуемый вуз. Предполагалось, что замечательная певица будет периодически приезжать для оказания методической помощи вокальному факультету. Однако этим планам не дано было свершиться (в августе 1974 г. Максакова скончалась).

Большую поддержку новому учебному заведению оказали областные и городские партийные и советские органы (уполномоченным по вопросам открытия консерватории был начальник областного управления культуры Г. В. Крыженко). Под учебный корпус горисполком выделил в центре Астрахани школьное здание. В 1969—1970 годах состоялись его капитальный ремонт и перепланировка, в результате чего музыкальный вуз получил около 60 классов для групповых и индивидуальных занятий и более 20 административных и подсобных помещений. В апреле 1970 года, в дни празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, вступило в строй основное здание учебного корпуса с концертным залом на 400 мест (позднее был оборудован и малый зал). Консерватория получила в свое распоряжение новое студенческое общежитие, были выделены квартиры для приезжающих на работу педагогов.

Первый выпуск состоялся в 1974 году. С тех пор около полутора тысяч питомцев Астраханской консерватории пополнили ряды педагогов музыкальных учебных заведений, солистов симфонических, духовых и народных оркестров, певцов филармоний и музыкальных театров, дирижеров хоровых коллективов, лекторов-музыковедов. Два вокалиста, получивших дипломы об окончании музыкального вуза в Астрахани, — бас Анатолий Бабыкин и тенор Олег Биктимиров — стали солистами Большого театра СССР. На ряде конкурсов астраханские баянисты, домристы, балалаечники заняли призовые места. Научные работы студентов-музыковедов нередко оказываются в числе лучших на республиканских и всесоюзных конкурсах. Много хороших дел на счету других факультетов.

Разносторонняя деятельность консерватории решительно изменила музыкальный климат Астрахани. Педагоги и студенты постоянно принимают участие в работе вечерних университетов и лекториев (примером умелой организации и плодотворности занятий служит университет музыкально-эстетических знаний мореходного училища, руководимый Ю. В. Носковым). Лекции-концерты проводятся в профессионально-технических училищах, в средних школах и техникумах, на заводах и в учреждениях. В период трудового семестра концертные бригады студентов выступают на полевых станах, в лагерях для школьников, в стройотрядах.

Отражением творческих достижений педагогов и студентов стала серия полномасштабных концертов, которыми в декабре 1984 года Астраханская консерватория отметила свое 15-летие. Так, на вечере хоровой кафедры (заведующая Л. П. Власенко) прозвучали кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева и «Весна» Рахманинова, «Симфония псалмов» Стравинского, фрагменты из «Пушкинского венка» Свиридова (на счету этого же хорового коллектива — монументальный «Реквием» Моцарта, неоднократно исполнявшийся в неизменно переполненном зале в сопровождении симфонического оркестра и органа). В заключительном концерте участвовали камерный оркестр (дирижер Б. Красильников), оркестр народных инструментов (под управлением В. Махова), симфонический оркестр (дирижер Ф. Сепкулов). В числе солистов был отличный пианист Э. Каналов, выступления которого всегда собирают обширную аудиторию. Вскоре, в марте 1985 года, на высоком уровне прошел цикл концертов в ознаменование 300-летия рождения И. С. Баха.

Оперный класс вокального факультета консерватории показывает ежегодно свои достижения в театральном зале, с декорациями и костюмами. Так, на первом выпуске исполнялись сцены из опер «Травиата», «Русалка», «Евгений Онегин», а на втором — уже полный спектакль «Севильский цирюльник» Россини. Постановки шли в сопровождении симфонического оркестра на сценах драматического театра и ТЮЗа.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Импорт России
В Россию ввозятся в основном производственные машины и оборудование (солидная часть предназначена для добычи сырья) - более сотни млрд. долл., легковые и грузовые автомобили - десятки млрд. долл., ли ...

Проблемы и перспективы рекреационного освоения Прибайкальского рекреационного района
Можно выделить следующие основные проблемы рекреационного состояния Прибайкальского рекреационного района. В районах с высоким рекреационным потенциалом необходимо, прежде всего, развитие туристическ ...

Стратегия развития угольной промышленности до 2020 г.
В «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», утвержденной Правительством РФ в 2003 г. намечены следующие стратегические цели развития угольной промышленности: · надежное обеспечение эк ...