Мангуп
Страница 4

В двух местах на территории Мангупа расположены церкви, сделанные в пещерах. Больший интерес представляет храм на юге Мангупа, в обрыве- так как уцелели тамошние фрески. Можно сказать, что сам храм находится в верхней части скалы, а нижняя же, которая соединена с верхом лестницей, расположена под храмом.

Вид церкви несколько напоминает прямоугольник с одной абсидой сферической формы. Внутри абсиды есть синтрон (то место, где сидят обычно священнослужители), ниша для святых даров, а также место для престола. Внутри храма покоятся три могилы (в центре и ближе к северо-западу). Сохранившиеся фрески, как правило, представляют собой убогое зрелище, однако некоторая часть уцелела. По ним можно предположить, что при написание фресок шло по сырой штукатурке, не используя резец, только лишь кистью. Изображение Спасителя по пояс, заключенное в овал, практически не уцелело. В верхней части нарисован крест шестиконечной формы, нижняя часть которого представляет собой как бы корни аканфа, ветви которого оплетают крест и всю нишу в целом. Различимы надписи, сделанные поверх основной перекладиной креста- слева и справа написаны буквы «I C» и «X C», а снизу по тому же принципу- «H I» «K A». Также лишь несвязные буквы остались от сделанной некогда надписи, написанной по рамке, что окантовывала нишу. Рамка, к сожалению, находится в удручающем состоянии. Как Царь Царствующих, восседает на троне Иисус Христос- в той позе, что традиционна для византийских царей - изображение это находится на абсиде. По правую руку от Спасителя была нарисована Дева Мария, по левую же, в противоположность Богоматери, находился Иоанн Предтеча. Основной цвет полусвода абсиды- темно-синий. Кроме Спасителя, Богоматери и Предтечи вокруг были изображены херувимы с шестью крылами, которые закрывали лица.

Ниже, под ликами Иисуса, Пречистой Девы и Иоанна Крестителя с херувимами были изображены полностью святители. Из уцелевших надписей можно лишь установить, что среди прочих были написаны Златоуст (или Хризостомос), а также святитель Григорий. Также присутствует изображение Спаса Нерукотворного- в середине триумфальной арки (ближе к церкви). Воином написан Архистратиг Михаил, изображенный справа от Спаса Нерукотворного. Рядом с Архистратигом Михаилом был написан Архангел Гавриил. К сожалению, да наших времен дожила лишь надпись об этом, само же изображение было смыто временем. По левую руку от Спаса Нерукотворного были написаны трое святых, изображение которых также в настоящий момент неразличимо практически. Еще левее- и можно увидеть картину Благовещения, весьма больших размеров.

Уцелела часть декоративного оформления в виде фресок, расположенная внутри свода, рядом с триумфальной аркой. По середине, заключенное в круг- лик Пречистой Девы по пояс, в этом же месте было сделано окно небольших размеров.

Заслуживают отдельного рассказа еще и разнообразные захоронения в скалах, найденные у древних ворот крепости (когда идешь к Капу-дере), а Табан-дере представляет собой кладбище еврейское с огромным числом погребений. Практически все они имеют памятники самых разнообразных форм- встречаются и упомянутыя выше «двурогие», и «однорогие», и в виде узкой трапеции, и широкой квадратной формы. Живыми зелеными охранниками- кустарниками окружены многие сотни таких вот памятников, разбросанные между двумя оборонительными стенами в Табан-дере.

Заканчивая повествование, нельзя не попробовать классифицировать проживавшие в Мангуле народы периода Османской империи (или даже и в более ранние времени). Ключом будут названия, данные тому или иному месту. Предположительно, татары и евреи селились ближе к западу Мангупа, у Табан-дере (там, где находится Чамнук -Чуфут-бурун), готы и греки жили у Гелли (эллинский)- буруна и на площади рядом с дворцом, в замке же (территория Ташкли-буруна) первоначально проживали гото-греки, а затем, после оккупации Османской империи - турки.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое по теме:

Древние легенды и современная реальность
Аркаим по-славянски значит город Медведя-Велеса (Арк - медведь). Велес – славянский бог богатства, власти, знаний, внук Единого Бога Славян – Рода. Согласно легенде Аркаим построила славянская богиня ...

Развитие Калининградской области
Калининградская область занимает всего 15,1 тыс. км2 (менее 0,1% площади России). Промышленный и транспортный комплексы – приоритетные, обеспечивают основные поступления бюджетных и коммерческих дохо ...

Калмыцкий народный праздник – Цаган Сар
Этот древний калмыцкий праздник символизирует гармонию человека и природы, постоянное обновление, бодрость и здоровье. С ним связаны особые чувства народа, надежды на перемены к лучшему, ожидания доб ...