Эски-Кермен
Страница 3

Судя по находящейся напротив входа ступенчатой скамьи (ситрона) апсиды с епископским креслом, в Эски-Кермене когда-то располагался центр епархии. Справа от апсиды располагались скамьи для паствы, слева – купель, потолок поддерживали четыре массивные колонны. Это - самая древняя часть храма, которая была сооружена одновременно с крепостью.

В более позднее время храм был расширен к северу: жители прорубили новый выход на главную улицу, в полу устроили могилы и усыпальницу. В то время, когда город находился без укреплений, храм расширили на восток: были вырублены два придела вправо от апсиды. Ко второму добавочному алтарю прорубили во внешней стене дверь. От этой двери деревянная лестница вела вниз, к могильнику.

Направляясь по плато на запад, вы попадете к первому пещерному каземату, который расположен в висящей скале. Скала нависает над дорогой, которая ведет в крепость.

В стенах казематов до сих пор сохранились специальные отверстия, шесть штук. Воины, находившиеся в каземате, защищали проход, располагавшийся в расщелине скалы. Возможно, через сохранившиеся в стенах каземата отверстия защитники города сбрасывали на противников камни, а через бойницы осыпали градом стрел.

В каземате находились два дополнительных прорубленных помещения: в первой пещере располагалась кладовая, в полу остались отверстия, предназначенные для установки сосудов. Вторая пещера, скорее всего, служила местом отдыха воинов.

К каземату сквозь расщелину можно было добраться по лесенке и перекидному мостику. На поверхности примыкающего к каземату мыска располагались зерновые ямы, в которых окрестными жителями делались запасы на случай долговременной обороны. В оборонительных мероприятиях традиционно участвовали все. Позднее, после разрушения городской стены, над казематом была построена наземная церковь.

На краю обрыва, между вторым и третьим казематами, находился небольшой пещерный храм, в который можно было добраться по высеченной в скале лесенке. В конце, предположительно XIII века, храм был украшен фреской с изображением успения Божьей Матери, отчего церковь носит название Успенского храма.

Изначально на этом месте была расположена цистерна для воды, входившая в систему обороны и созданная в одно время с крепостной стеной. Когда стена была разрушена, цистерну расширили, сделали сбоку проход, заложив горловину плитой. На месте цистерны сделали давильню винограда с резервуаром для сбора сока. В глубокой яме, по всей вероятности, находились пифосы (во время археологических исследований были обнаружены осколки). После того, как на месте цистерны устроили храм, яма была засыпана.

Исследования укреплений много говорят о военной обороне города, но о мирной жизни горожан известно куда меньше. Археологами было найдено всего два жилых дома, построенные на месте более древних оснований. Они относятся ко времени пребывания Эски-Кермен в качестве открытого поселения. Оба дома были двухэтажные, и, по словам, экспертов, погибли от огня.

Еще в городе были обнаружены давильня винограда, пифосы, когда-то содержавшие запасы проса. Рядом с домами располагались высеченные в скалах кладовые, которые закрывались настилами из досок. В кладовых и повалах видны ямы для установки пифосов.

Пройдя от места расположения жилых домов на запад по заросшей кустарником тропе, можно увидеть развалины большого христианского храма, который имеет форму базилики. Храм был построен в VI веке, вместе с крепостными стенами города, но впоследствии перестраивался. В записях М.Броневского мы находим упоминание о нем: «О былом значении и о славе Эски-Кермена свидетельствует храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, хотя он повержен на землю и разрушен».

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Грузовые железные дороги северной америки
Перспективы грузовых железных дорог Северной Америки определяются двумя тенденциями: продолжающимся экономическим подъемом в странах континента и глобализацией экономики. Высокие темпы экономического ...

Архаическая семейная община – братская семья
Братская семья Согласно Исповедным росписям, с XIX в. cелькупская семья могла состоять из взрослых братьев с женами и детьми. Взрослые сыновья братьев, имевшие уже свои семьи, оставались в этой больш ...

Открытия Дмитрия Николаевича Садовникова
Самое знаменитое и наиболее полное собрание русских народных сказок увидело свет в конце 1850-х — начале 1860-х гг. Это «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева. Ручейками стекались к Афанасьеву ск ...