Статьи » Экономическая и социальная география как подсистема географических наук

Экономическая и социальная география как подсистема географических наук
Страница 2

Результаты исследований физико-географических дисциплин входят в сферу интересов экономической географии только как информация о природных условиях и ресурсах (средствах производства или условиях производства). Население анализируется только с точки зрения воспроизводства трудовых ресурсов, а из всех видов общественных отношений экономической географией рассматриваются только производственные.

Менее четко определены сфера исследований, объект и предмет второй составляющей науки - социальной географии.

Например, Э.Б. Алаев предлагает разделять экономическую географию и социальную географию не по объектам исследования, а по подходу и конечному результату. По его мнению, социальная география изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения человека - с учетом условий его труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни.

Альтернативную позицию занимает С.Я. Ныммик. С одной стороны, она акцентирует внимание на подходах и результатах деятельности социальной географии, а с другой - выделяет специфический объект ее исследований. По мнению С.Я. Ныммик, социальная география изучает территориальные закономерности отраслей, сочетаний производства и потребления материальных и нематериальных благ, созданных обществом в интересах физического и духовного развития людей, и образованных на этой основе географических различий образа жизни.

Более последовательна точка зрения А.А. Анохина, предлагающего в качестве предмета исследования социальной географии территориальные социальные системы.

Социальная география изучает пространственные формы организации жизни людей (социумов) и их поведения, исследует региональные типы образа жизни. Она подходит к познанию природы как эстетической и рекреационной (а не только производственной) ценности. Производство рассматривается этой наукой с позиции удовлетворенности людей условиями и содержанием труда, а также в качестве основы для удовлетворения материальных и духовных потребностей социума. Кроме того, в сферу интересов социальной географии входит вся совокупность общественных (а не только производственных) отношений в отдельных регионах.

Третья составляющая экономической и социальной географии - это ветвь естественно-географических наук, исследующих природно-ресурсную основу развития общества. Среди них наиболее комплексным и интегральным характером выделяется ландшафтоведение,

предметом исследований которого являются территориальные природные комплексы.

Из трех составляющих экономической и социальной географии две науки - экономическая география и социальная география - носят очевидный общественный характер, и только одна - ландшафтоведение - наука естественная. Следовательно, экономическая и социальная география - общественная наука, находящаяся на стыке общественных, естественных и технических дисциплин (рис.1).

http://lib.rus.ec/i/32/166432/i_005.png

Рис.1. Взаимосвязь экономической и социальной географии с другими науками

Целостность географической науки проявляется через общность объекта исследования, взаимосвязь и взаимообусловленность предмета познания, общую методологию и теорию, общенаучные подходы и принципы познания, общегеографические экспедиции, географическое образование и т.д.

Экономическая и социальная география связана с естественными науками посредством отраслей физической географии - климатологии, гидрологии, метеорологии, почвоведения, биогеографии и пр. Однако интересные результаты дает и непосредственное использование естественнонаучных методов при изучении социальных процессов (например, "социальная физика").

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Куйбышев-Самара
Основана в 1586 году на левом берегу Волги, при впадении речки Самарки в Волгу. На гербе города "в голубом поле стоящая на траве белая дикая коза. Щит герба увенчан золотой Императорской короною ...

Природа
Большую часть территории занимают равнины и низменности. На З. - самое низкое место Советского Союза - впадина Карагие (-132 м). На В. и Ю.-В.- горы Алтая и Тянь-Шаня. Полезные ископаемые: железная р ...

Картографический метод исследования в школе
картографический географический топологический обучение Использование карт в школе должно решать две главные и тесно взаимосвязанные задачи: во-первых, способствовать изучению физической и экономичес ...