Русские
Страница 2

В 1817 г. значительно разросшийся полк был преобразован в Астраханское казачье войско в составе трёх пятисотенных полков. На следующий год астраханские казаки избрали своего войскового атамана - войскового старшину В.Ф. Скворцова. После него, вплоть до 1917 г., все атаманы войска были «наказными», из неказаков, совмещавшие эту должность с должностью астраханского губернатора.

Астраханское казачье войско отличали следующие особенности: достаточно пёстрый этнический состав (русские, калмыки, татары, чуваши, поляки и др., но всё же при преобладании русско-православного компонента); «указной» характер (т.е. не стихийное возникновение, а создание «сверху», государственными указами), сочетание сухопутной и морской службы. Астраханские казаки занимались, в основном, внутренней службой: охраной русских поселений, границ, коммуникаций (в частности, Московского тракта), ямских станций, рыбных и соляных промыслов, несли военно-полицейскую службу в городах, организовывали карантинные мероприятия по борьбе с эпидемиями и др. Кроме того, астраханские казаки принимали участие в войнах, которые вела Российская империя (в частности, в Кавказской войне, в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и др.).

Культурно-бытовое своеобразие астраханского казачества определялось как его этническим составом (преобладанием православных великороссов), так и регионом проживания, природными условиями Нижнего Поволжья (огромным значением рыболовства в хозяйстве низовых казаков), исторически сложившимися традициями (морской службой). С одной стороны, казачья культура астраханских казаков уходила корнями в культуры Донского казачьего войска (через присоединённых к войску переселенцев с Дона) и в культуру русского служилого населения Поволжья, с другой стороны, некоторые традиции (в частности, в языке) были заимствованы из калмыцкого и тюркских языков. В начале XX в. возникает тенденция к сближению казачьей культуры с культурой русского населения Нижней Волги. В силу малочисленности и территориальной разрозненности казачье население региона подвергалось заметному влиянию окружающего неказачьего населения. В традиционную казачью культуру проникали элементы мещанской (городской) и крестьянской культур. В станицах, расположенных далеко от городов в земледельческих районах, быт и внешний вид казаков был ближе к крестьянскому, а в пригородных и низовых станицах - сближался с мещанским.

Эффект от создания казачьих формирований на Нижней Волге оказался значительным. Именно астраханское казачество обеспечило со второй половины XVIII в. интенсивную колонизацию региона, поскольку гарантировало безопасность мирных поселенцев от набегов кочевников и нападений разбойничьих шаек.

Липоване

Астраханские липоване - русские-старообрядцы, реэмигранты из Румынии (сёл Сарикей и Каркалиу Тульчинского уезда). Их предки- старообрядцы, не принявшие реформт»! патриарха Никона середины XVII в., покинули территорию Российской империи и переселились в устье Дуная, в район Добруджи (в совр. Румынии). В XVIII в., в эпоху правления Петра I и Анны Иоанновны, к ним присоединились новые группы старообрядцев - беженцев из России. На Дунае со временем они стали называться «липоване». Сами липоване это название объясняют по- разному: оно является производным либо от «филипповцы» (один из

Антропов О.О. Астраханское казачество. На переломе эпох. М., 2008. С. 365.

старообрядческих толков), либо от имени полковника Липеня, который якобы увёл их в изгнание, или же от липы - .любимой липованами породы дерева, из которой они изготавливали иконы.

В 1947 г., по договорённости между СССР и Румынией, румынские липоване получили возможность вернуться на родину. Тех липован, которые решили воспользоваться этой возможностью, поселили в Астраханской области. Ныне они проживают в сс. Успех, Увары и Раздор Камызякского района и в с. Речное Харабалинского района, а также в г. Астрахани.

Субботники

Субботники - религиозная секта, возникшая в России на рубеже XVII-XVIH вв. среди русских помещичьих крестьян центральных губерний. Название секты дано по признаку празднования её приверженцами субботы как дня покоя (в отличие от православных, которые таковым признают воскресенье). В основу вероучения субботников положен Ветхий Завет. Практиковалось обрезание по иудейскому обряду; богослужебная практика, праздничный цикл, молитвословия совпадали с иудаистскими. Предположительно, во второй половине XIX в. из субботничества выделилось течение геров. Верования и культ геров были тождественны иудаистским. Языком их богослужения являлся древнееврейский, а наряду с Ветхим Заветом почитался Талмуд. В отличие от геров основная масса субботников пользовалась древнееврейскими молитвами, переведёнными на русский язык; Талмуд не занимал никакого места в их вероучении.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Население
Динамика прироста населения с сер. 1950ых гг. достаточно активная увеличение произошло на 46% (в1950 — 5 млн чел.). При этом ежегодный прирост достигает 2,4‰ (2002). Чистый приток иммигрантов —1,37‰. ...

Особенности геополитического и экономико-географического положения
По географическому положению Россия - евразийская страна, так как часть ее территории расположена в Европе, часть - в Азии (Сибирь и Дальний Восток), а в целом она занимает пространство (площадью 17, ...

Батальные хроники
Калмыки под предводительством своих полководцев участвовали во многих войнах России. Слава об их подвигах гремела по всей Европе. Польские короли домогались найма калмыцких эскадронов, чтобы на их пр ...