Русские
Страница 2

В 1817 г. значительно разросшийся полк был преобразован в Астраханское казачье войско в составе трёх пятисотенных полков. На следующий год астраханские казаки избрали своего войскового атамана - войскового старшину В.Ф. Скворцова. После него, вплоть до 1917 г., все атаманы войска были «наказными», из неказаков, совмещавшие эту должность с должностью астраханского губернатора.

Астраханское казачье войско отличали следующие особенности: достаточно пёстрый этнический состав (русские, калмыки, татары, чуваши, поляки и др., но всё же при преобладании русско-православного компонента); «указной» характер (т.е. не стихийное возникновение, а создание «сверху», государственными указами), сочетание сухопутной и морской службы. Астраханские казаки занимались, в основном, внутренней службой: охраной русских поселений, границ, коммуникаций (в частности, Московского тракта), ямских станций, рыбных и соляных промыслов, несли военно-полицейскую службу в городах, организовывали карантинные мероприятия по борьбе с эпидемиями и др. Кроме того, астраханские казаки принимали участие в войнах, которые вела Российская империя (в частности, в Кавказской войне, в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и др.).

Культурно-бытовое своеобразие астраханского казачества определялось как его этническим составом (преобладанием православных великороссов), так и регионом проживания, природными условиями Нижнего Поволжья (огромным значением рыболовства в хозяйстве низовых казаков), исторически сложившимися традициями (морской службой). С одной стороны, казачья культура астраханских казаков уходила корнями в культуры Донского казачьего войска (через присоединённых к войску переселенцев с Дона) и в культуру русского служилого населения Поволжья, с другой стороны, некоторые традиции (в частности, в языке) были заимствованы из калмыцкого и тюркских языков. В начале XX в. возникает тенденция к сближению казачьей культуры с культурой русского населения Нижней Волги. В силу малочисленности и территориальной разрозненности казачье население региона подвергалось заметному влиянию окружающего неказачьего населения. В традиционную казачью культуру проникали элементы мещанской (городской) и крестьянской культур. В станицах, расположенных далеко от городов в земледельческих районах, быт и внешний вид казаков был ближе к крестьянскому, а в пригородных и низовых станицах - сближался с мещанским.

Эффект от создания казачьих формирований на Нижней Волге оказался значительным. Именно астраханское казачество обеспечило со второй половины XVIII в. интенсивную колонизацию региона, поскольку гарантировало безопасность мирных поселенцев от набегов кочевников и нападений разбойничьих шаек.

Липоване

Астраханские липоване - русские-старообрядцы, реэмигранты из Румынии (сёл Сарикей и Каркалиу Тульчинского уезда). Их предки- старообрядцы, не принявшие реформт»! патриарха Никона середины XVII в., покинули территорию Российской империи и переселились в устье Дуная, в район Добруджи (в совр. Румынии). В XVIII в., в эпоху правления Петра I и Анны Иоанновны, к ним присоединились новые группы старообрядцев - беженцев из России. На Дунае со временем они стали называться «липоване». Сами липоване это название объясняют по- разному: оно является производным либо от «филипповцы» (один из

Антропов О.О. Астраханское казачество. На переломе эпох. М., 2008. С. 365.

старообрядческих толков), либо от имени полковника Липеня, который якобы увёл их в изгнание, или же от липы - .любимой липованами породы дерева, из которой они изготавливали иконы.

В 1947 г., по договорённости между СССР и Румынией, румынские липоване получили возможность вернуться на родину. Тех липован, которые решили воспользоваться этой возможностью, поселили в Астраханской области. Ныне они проживают в сс. Успех, Увары и Раздор Камызякского района и в с. Речное Харабалинского района, а также в г. Астрахани.

Субботники

Субботники - религиозная секта, возникшая в России на рубеже XVII-XVIH вв. среди русских помещичьих крестьян центральных губерний. Название секты дано по признаку празднования её приверженцами субботы как дня покоя (в отличие от православных, которые таковым признают воскресенье). В основу вероучения субботников положен Ветхий Завет. Практиковалось обрезание по иудейскому обряду; богослужебная практика, праздничный цикл, молитвословия совпадали с иудаистскими. Предположительно, во второй половине XIX в. из субботничества выделилось течение геров. Верования и культ геров были тождественны иудаистским. Языком их богослужения являлся древнееврейский, а наряду с Ветхим Заветом почитался Талмуд. В отличие от геров основная масса субботников пользовалась древнееврейскими молитвами, переведёнными на русский язык; Талмуд не занимал никакого места в их вероучении.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Бытовое назначение и эстетика платья-кубелька
Пока мужчины занимались военной службой, все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им д ...

Город Дербент в X-XII вв.
Экономическое и политическое возвышение Дербента в X – середине XIII вв., бурное развитие ремесла и торговли в средневековом городе, расцвет международной торговой деятельности в Прикаспии в IX – X в ...

Прокопьевск в годы Великой Отечественной Войны
С каждым годом хорошел и рос шахтерский город, благоустраивались улицы, улучшался быт горняков. В городе и на шахтерских поселках строились клубы, кинозалы, Дворцы культуры, спортивные площадки. В це ...