Статьи » Северный полюс » Астрономические особенности

Астрономические особенности
Страница 2

Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции - мощную на 80 ватт и 20 ваттную аварийную. Основным источником питания служили 2 комплекта щелочных аккумуляторов, заряжающихся от небольшого ветряка или от динамо лёгкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Все оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано при личном наблюдении Кренкеля, и при непосредственном руководстве радиотехника Николая Николаевича Стромилова. Вес всего радиооборудования укладывался в полтонны.

По специальным чертежам судостроительный завод им. Каракозова (Ленинград) построил специальные нарты из ясеня, они весили 20 кг. Институт Инженеров общественного питания приготовил дрейфующей станции обед на полтора года, который весил около 5 тонн.

Зимовщики не брали с собой врача, его обязанности были возложены на Ширшова.

13 февраля 1937 года на заседании в Кремле (Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе, Микоян, Ежов) Шмидт отчитывается о проделанной работе и о подборе участников экспедиции. Правительство дало согласие на участие в экспедиции самого Шмидта.

Эскадра воздушной экспедиции состояла из 4 четырёхмоторных самолётов АНТ-6-4М-34Р "Авиаарктика" и двухмоторного разведчика Р-6 (АНТ-7).

Зам. Шмидта - начальник полярной авиации (зам. нач. Главсевморпути) Марк Иванович Шевелёв. Командир лётного отряда - Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов, флагштурман экспедиции - Герой Советского Союза комбриг Иван Тимофеевич Спирин.

Флагманский самолёт вёл Водопьянов (второй пилот - М.С. Бабушкин). Вторым самолётом управлял Герой Советского Союза комбриг Василий Сергеевичй Молоков. Третьим - Анатолий Дмитриевич Алексеев. Четвёртым - Илья Павлович Мазурук. Самолётом-разведчиком - Павел Георгиевич Головин.

Синоптик экспедиции - Дзердзеевский. Специальный корреспондент "Известий" Э. Виленский (шеф-повар экипажа Алексеева). Кинооператор экспедиции - Марк Трояновский.

Дрейф Размер льдины: 3x5 км, толщина 3 м. Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной научной работе.

С конца января 1938 года льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму:

"В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоится".

На спасение отважной четвёртки были направлены пароход "Мурманец", а затем и "Мурман" с "Таймыром". Последние два и сняли папанинцев с льдины. "… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой,19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу".

Вскоре полярники пересели на ледокол "Ермак", который 15 марта доставил их в Ленинград.

Итоги.

Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Научному составу экспедиции были присвоены учёные степени. Иван Дмитриевич Папанин и Эрнест Теодорович Кренкель получили звания докторов географических наук.

За выдающийся подвиг, совершённый во славу советской науки и в деле освоения Арктики, четырём полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам - А.Д. Алексееву, П.Г. Головину, И.П. Мазуруку и М.И. Шевелёву.

Самолёты для экспедиции (5 штук) формально были взяты в аренду у Правительства, по рассказу М.И. Шевелёва, когда после окончания экспедиции обсуждался вопрос, что делать с оплатой самолётов, ему было сказано, что кинофильм "На Северном полюсе", снятый М. Трояновским принёс доход в валюте, несколько раз покрывающий все затраты на экспедицию и, таким образом, финансовый вопрос далее не обсуждался.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Юго-западная Азия и Северная Африка - «второе дыхание» исламской цивилизации. Хозяйство региона. Общая экономико-географическая характеристика
В состав региона входят 19 стран, на которые приходится до 17 % территории Азии и почти половина ее государств. Занимает он полуостров Малая Азия, Армянское и Иранское нагорья, частично Большой и Мал ...

Поверхностные воды
Волга Поверхностные воды области представлены рекой Волгой, ее рукавами, а также множеством протоков, ериков, пресными, солеными озерами и крупнейшим озером нашей планеты - Каспийским морем. Река Вол ...

Мировое водопотребление
По подсчетам (Львович, 1986), в начале 80-х годов в мире для хозяйственных различных нужд использовалось около 4,5 тыс. км куб., а в 1987 г.- 3,3 тыс. км куб. воды. Этот объем составляет почти 8% общ ...