Нижний Тагил на пороге XXI века
Страница 1

По данным статистики, в 1996 г. в Нижнем Тагиле действовало 46 крупных и средних промышленных предприятий; среди них - такие известные во всем мире, как ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат». ГПО «Уралвагонзавод». ОАО «Уралхимпласт». Один только металлургический комбинат, по сведениям за первые девять месяцев 1996 г дал 77% общего объема промышленного производства города. Все они являются теми самыми индустриальными гигантами советской эпохи, которые должны, по мнению московских интеллектуалов, исчезнуть в самое ближайшее время. Однако, можно надеяться, именно они станут удачным примером практического опровержения отвлеченных теорий. Во всяком случае, та же городская статистика показывает: в Нижнем Тагиле особенно пострадали мелкие и средние предприятия, прежде всего отраслей легкой промышленности, строительства, сферы обслуживания. А промышленные великаны, несмотря на все сложности своего экономического развития, демонстрируют огромную жизнеспособность и отнюдь не намерены исчезать.

Невозможно отрицать тот факт, что современный индустриальный потенциал Нижнего Тагила был создан в гг. Советской власти. К 1977 г. объем промышленного производства вырос по сравнению с 1913 г. в315 раз - и это в городе, с XVIII столетия считавшемся крупным индустриальным центром. Можно говорить о слишком высокой цене - человеческой, экологической, социальной, уплаченной за промышленные достижения. Но магия цифр объемов промышленной продукции города завораживает и сегодня. В конце 1970-х гг. тагильчане производили половину рельсов всего Советского Союза, четвертую часть железнодорожных вагонов, более трети цельнокатаных колес для них. В Нижнем Тагиле выпускали чугун и сталь, металлопрокат и химические продукты, магистральные грузовые вагоны и танки, отопительные радиаторы и медицинские инструменты, стиральные машины и артиллерийские боеприпасы и многое, многое другое. В 1970-е гг. город отметил удивительные события. 25 мая 1976 г. из ворот Уралвагонзавода вышел вагон с номером 500000 (а сегодня их число достигло уже 800000). Нижнетагильский металлургический комбинат отпраздновал свою 100-миллионную тонну стали в декабре 1973 г., 100-миллионную тонну чугуна - в 1974 г 100-миллионную тонну проката - в 1979 г. В Книге рекордов Гиннеса 1980-х годов сообщалось: «Самое крупное промышленное предприятие в мире. Нижнетагильский вагоностроительный и танковый завод занимает площадь 827000 кв.м. Ежегодно он может производить 2500 танков типа Т-72».

Такие цифры, несомненно, говорят не только о масштабах производства, но и о высоких для своего времени технологиях, о мастерстве рабочих, о таланте инженеров и конструкторов. 1960-1970-е гг. в Нижнем Тагиле вообще отличаются активным поиском новых решений, широким привлечением науки в производство.

На Нижнетагильском металлургическом комбинате создается ряд опытно-промышленных установок для отработки новых идей и процессов. Среди них - доменная печь объемом всего 6 кубических метров; роторная кислородная сталеплавильная печь садкой 15 тонн; комплекс агрегатов (опытный цех) для прямого восстановления железа, извлечения меди и кобальта из тагильских магнетитовых руд; экспериментальная установка для изучения закалки рельсов в масле, первая машина пневмосепарации углей для коксования. Впервые в практике металлургии в 1963-1964 гг. на комбинате реализована технология передела ванадиевого чугуна с извлечением ванадия и выплавкой стали дуплекс-процессом в кислородных конвертерах. Эта технология эффективна и по сравнению с более поздними зарубежными разработками. Для реализации ванадиевой технологии в 1963 г. на НТМК был построен первый в Советском Союзе кислородно-конвертерный цех с 130-тонными конвертерами. В 1966 г. введено в эксплуатацию отделение объемнойзакалки рельсов в масле. Эта технология, созданная на комбинате, обеспечивает производство самых износостойких рельсов в мире для работы в условиях низких температур. В 1968 г. на НТМК установлена и затем отслужила четверть века первая в отечественной металлургии машина непрерывной разливки стали криволинейного типа оригинальной конструкции (с шагающими балками). Она была разработана и изготовлена на Уралмашзаводе. Позднее криволинейные машины стали основным типом установок в металлургии. В течение 1950-1970-х гг. на комбинате введены в эксплуатацию передовые для своего времени рельсобалочный, крупносортный, колесопрокатный, шаропрокатный станы. Они работают и в наши дни. В 1974-1977 гг. построен первый и пока единственный в России и странах бывшего СССР уникальный по масштабам производства и сортаменту комплекс универсально-балочного стана, обеспечивающий прокат до полутора миллионов тонн в год широкополочных балок и колонных профилей для строительства, а также прокат ряда специальных профилей.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Четвертый этап исследования Северной Америки
Экспедиции 19-20 вв. В 1816-44 русские исследователи О.Е. Коцебу, М.Н. Васильев, В. Малахов и др. открыли залив Коцебу, остров Нунивак, многие реки на Аляске. В этот же период американские путешестве ...

Особенности невербального этикета
У итальянцев существует шутливая поговорка о самих себе: «Если итальянцу связать руки за спиной, он не сможет говорить». Как уже говорилось ранее, итальянцы шумны, экспрессивны и запальчивы. Совершен ...

Дзауджикау-Орджоникидзе-Владикавказ
В 1774 году в результате русско-осетинских переговоров состоялось добровольное присоединение Северной Осетии. Этот шаг, очевидно, не был случайным. Россия, начиная вхождение в горный район Северного ...