Нижний Тагил на пороге XXI века
Страница 1

По данным статистики, в 1996 г. в Нижнем Тагиле действовало 46 крупных и средних промышленных предприятий; среди них - такие известные во всем мире, как ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат». ГПО «Уралвагонзавод». ОАО «Уралхимпласт». Один только металлургический комбинат, по сведениям за первые девять месяцев 1996 г дал 77% общего объема промышленного производства города. Все они являются теми самыми индустриальными гигантами советской эпохи, которые должны, по мнению московских интеллектуалов, исчезнуть в самое ближайшее время. Однако, можно надеяться, именно они станут удачным примером практического опровержения отвлеченных теорий. Во всяком случае, та же городская статистика показывает: в Нижнем Тагиле особенно пострадали мелкие и средние предприятия, прежде всего отраслей легкой промышленности, строительства, сферы обслуживания. А промышленные великаны, несмотря на все сложности своего экономического развития, демонстрируют огромную жизнеспособность и отнюдь не намерены исчезать.

Невозможно отрицать тот факт, что современный индустриальный потенциал Нижнего Тагила был создан в гг. Советской власти. К 1977 г. объем промышленного производства вырос по сравнению с 1913 г. в315 раз - и это в городе, с XVIII столетия считавшемся крупным индустриальным центром. Можно говорить о слишком высокой цене - человеческой, экологической, социальной, уплаченной за промышленные достижения. Но магия цифр объемов промышленной продукции города завораживает и сегодня. В конце 1970-х гг. тагильчане производили половину рельсов всего Советского Союза, четвертую часть железнодорожных вагонов, более трети цельнокатаных колес для них. В Нижнем Тагиле выпускали чугун и сталь, металлопрокат и химические продукты, магистральные грузовые вагоны и танки, отопительные радиаторы и медицинские инструменты, стиральные машины и артиллерийские боеприпасы и многое, многое другое. В 1970-е гг. город отметил удивительные события. 25 мая 1976 г. из ворот Уралвагонзавода вышел вагон с номером 500000 (а сегодня их число достигло уже 800000). Нижнетагильский металлургический комбинат отпраздновал свою 100-миллионную тонну стали в декабре 1973 г., 100-миллионную тонну чугуна - в 1974 г 100-миллионную тонну проката - в 1979 г. В Книге рекордов Гиннеса 1980-х годов сообщалось: «Самое крупное промышленное предприятие в мире. Нижнетагильский вагоностроительный и танковый завод занимает площадь 827000 кв.м. Ежегодно он может производить 2500 танков типа Т-72».

Такие цифры, несомненно, говорят не только о масштабах производства, но и о высоких для своего времени технологиях, о мастерстве рабочих, о таланте инженеров и конструкторов. 1960-1970-е гг. в Нижнем Тагиле вообще отличаются активным поиском новых решений, широким привлечением науки в производство.

На Нижнетагильском металлургическом комбинате создается ряд опытно-промышленных установок для отработки новых идей и процессов. Среди них - доменная печь объемом всего 6 кубических метров; роторная кислородная сталеплавильная печь садкой 15 тонн; комплекс агрегатов (опытный цех) для прямого восстановления железа, извлечения меди и кобальта из тагильских магнетитовых руд; экспериментальная установка для изучения закалки рельсов в масле, первая машина пневмосепарации углей для коксования. Впервые в практике металлургии в 1963-1964 гг. на комбинате реализована технология передела ванадиевого чугуна с извлечением ванадия и выплавкой стали дуплекс-процессом в кислородных конвертерах. Эта технология эффективна и по сравнению с более поздними зарубежными разработками. Для реализации ванадиевой технологии в 1963 г. на НТМК был построен первый в Советском Союзе кислородно-конвертерный цех с 130-тонными конвертерами. В 1966 г. введено в эксплуатацию отделение объемнойзакалки рельсов в масле. Эта технология, созданная на комбинате, обеспечивает производство самых износостойких рельсов в мире для работы в условиях низких температур. В 1968 г. на НТМК установлена и затем отслужила четверть века первая в отечественной металлургии машина непрерывной разливки стали криволинейного типа оригинальной конструкции (с шагающими балками). Она была разработана и изготовлена на Уралмашзаводе. Позднее криволинейные машины стали основным типом установок в металлургии. В течение 1950-1970-х гг. на комбинате введены в эксплуатацию передовые для своего времени рельсобалочный, крупносортный, колесопрокатный, шаропрокатный станы. Они работают и в наши дни. В 1974-1977 гг. построен первый и пока единственный в России и странах бывшего СССР уникальный по масштабам производства и сортаменту комплекс универсально-балочного стана, обеспечивающий прокат до полутора миллионов тонн в год широкополочных балок и колонных профилей для строительства, а также прокат ряда специальных профилей.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Экологическая обстановка города Нижнего Тагила
Специфическая промышленная нагрузка на сравнительно небольшой территории города, низкий технический уровень горно-металлургических производств - основные источники загрязнения окружающей среды. При э ...

Вслед за Раскольниковым
Давайте же пройдемся по тем же улицам вслед за Достоевским. Но не для того, чтобы отсчитать 730 шагов от дома Раскольникова до дома Алены Ивановны или 13 ступенек, ведущих в каморку бывшего студента. ...

Социально-экономическое положение литовцев
Этнографические особенности П. литовцев известны с конца XVII и начала XVIII вв. по описанию пастора Лепнера в Будветене. В XIX столетии при возрастающем онемечении быт литовцев Пруссии совершенно из ...