Статьи » Национальный костюм донской казачки » Истоки появления традиционной одежды донских казаков

Истоки появления традиционной одежды донских казаков

донской костюм платье казачка

Своеобразные условия жизни на Дону в XVI-XVIII вв., особенности характера и мировоззрения донских казаков предопределили возникновение оригинальной культуры донского казачества. «Эта культура являлась частью русской культуры, что было связано с наличием в казачьих рядах устойчивого русского большинства. Вместе с тем донские казаки составляли ту часть русского народа, которая была наиболее открытой для тесного общения с соседними народами ближневосточной исламской, по преимуществу тюркской культуры»[1].

Общению с этими народами содействовало географическое соседство с ними, разные формы военных и невоенных контактов, торговля. До XVIII вв. само сообщество донских казаков не носило замкнутого характера. Несшие постоянные потери в боях, казаки охотно принимали в свои ряды представителей соседних народов. «Отсюда возникали условия для взаимопроникновения культур, для складывания в культуре донского казачества, русской в своей основе, тюркской струи»[2]. Влияние на казаков их тюркских соседей проявлялось и в одежде. Среди казаков было принято одеваться «по-татарски».

В столице Донского войска всегда было большое стечение народа. Сюда собирались торговые люди, приезжали турецкие послы с большими свитами, горцы Кавказа, калмыки, постоянно навещали посыльные из Астрахани. В этом постоянном водовороте людей донцы выделялись своим внешним видом. «Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный»[3].

Своеобразный облик донской казаческой одежды складывался веками. В поход обычно казаки надевали старую одежду, чтобы враг ничего с них не брал. Даже оружие брали с собой старое, без украшений.

Казаки ревностно относились к самобытности в одежде, рассматривая ее как один из существенных признаков своей самостоятельности. В 1705 году атаман Савва Кочет приносил благодарность Петру I от имени всего Войска: «Мы взысканы твоей милостию паче всех подданных; до нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравиться: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем; немецкого же никто у нас не носит и охоты к нему вовсе не имеем .»[4].

На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом.

С образцами традиционной казачьей одежды мы можем ознакомиться в экспозициях различных городских и сельских музеев. По старинным образцам, но из современных, часто дешевых синтетических тканей, шьются сценические костюмы для сельских фольклорных коллективов. Поэтому до начала 90-х гг., когда оформилось движение возрождения казачества, военная форма и женская «парочка» (костюм из длинной юбки с кофтой) были принадлежностью сцены или праздника.

Следует отметить, что отдельные детали народного гардероба, продиктованные условиями быта, сохраняются до сих пор. Женщины во время работы по-особому в разных районах Дона повязывают платки, мужчины зимой ходят в тулупах, белых шерстяных носках, которые заправляют в брюки, а всю легкую обувь называют «чириками».


Другое по теме:

Предприятия, занимающиеся размещением туристов
Многие туристы предпочитают жить в кемпингах. Как правило, это либо комната на двоих без удобств, либо двухместные номера или студии с индивидуальными душами и туалетами. Кемпинги расположены в живоп ...

Прокопьевск сегодня
Сегодня общая площадь Прокопьевска – примерно 22 тыс. га, население составляет около 220 тыс. человек. В 1948 году простирался на 10 км с севера на юг, в 1964 году объединил 26 поселков. Особенностью ...

Совместное использование и переработка карт при картографическом методе исследования. Топологические модели
При картографическом методе исследования возможны различные варианты использования карт: непосредственный анализ отдельных карт; анализ сопряженных карт разной тематики; сопоставление разновременных ...