Народное просвещение в Томске
Страница 1

Большую роль в деле народного просвещения сыграл П.И. Макушин, который считал одним из главных своих дел создание Народного университета, в котором могли бы учиться не получившие доступ в казенные учебные заведения. В мае 1905 г. он заявил в городской думе о своем намерении пожертвовать для Народного университета 100 тыс. руб. и внес первый вклад – 10 тыс. Заявление это встретило поддержку томичей, которые вносили небольшие суммы в фонд создания Народного университета. В 1911 году состоялась закладка здания на участке земли, отведенном безвозмездно городской думой, а в октябре следующего 1912 г. произошло освящение Дома науки имени П.И. Макушина, как по желанию жертвователя стало именоваться здание будущего Народного университета.

Однако устав нового учебного заведения был утвержден в Министерстве народного просвещения только в январе 1916 г. Лекции в Народном университете начались в январе 1918 г. и продолжались два учебных года. За пожертвования на Народный университет Томская городская дума удостоила П.И. Макушина в 1910 г. звания Почетного гражданина города Томска, а в 1916 г. такое же звание было поднесено думой министру народного просвещения графу Игнатьеву, утвердившему устав Народного университета.

В январе 1881 года в Томске произошло важное событие: учительницы начальных школ – А. Толкачева, Е. Черепанова, А. Кокшарева, Ф. Трубачева – в ознаменование основания в Томске университета учредили две воскресные школы для народа. Вплоть до 1917 года получали в них первоначальную грамотность, навыки чтения и счета молодые швеи, прачки, ремесленники и фабричные рабочие. Следующий, 1882 год, ознаменовался еще одним важным событием – появлением Общества попечения о начальном образовании. Эта, увенчавшаяся успехом инициатива Петра Макушина, была однако не первой попыткой создания просветительного общества. Еще в 1864 году гимназические учителя, поддержанные губернатором Г.Г. Лерхе, выработали устав Томского общества грамотности. Однако, кочуя из одной бюрократической инстанции в другую, проект устава оказался на столе министра внутренних дел только осенью 1866 г., когда ситуация в стране после первого покушения на Александра II со стороны революционеров-народников резко изменилась. Министр «не признал удобным дозволить» в Томске общество грамотности[122].

В начале 1881 г. гласный Томской городской думы П.И. Макушин, который к тому времени уже год как возглавлял созданную по его же инициативе исполнительную училищную комиссию, предложил на обсуждение своих коллег проект Общества друзей начального образования в г. Томске. Дума нашла проект своевременным и высказалась за то, чтобы городской голова З.М. Цибульский ходатайствовал об учреждении общества[123].

Гласные думы, которых нередко упрекали в нерадении городским интересам, в данном случае отдавали отчет о состоянии школьного образования в городе. К имевшимся с дореформенных времен двум начальным приходским и одному уездному училищу, а также мужской гимназии и духовному училищу и семинарии в течение шестидесятых годов прибавилось лишь одно начальное Владимирское, названное в честь Великого князя Владимира Александровича, и женская Мариинская гимназия, открытая в 1863 г. на средства Сибирского общественного банка. Впрочем, впоследствии на гимназию отпускали средства и из городской казны. И если первоначально располагалась она в пожертвованном для этого доме купца Шебалина, то в 1896 г. для гимназии на городские средства и по проекту архитектора П. Федоровского было выстроено прекрасное вместительное здание.

Если следовать хронологии, то нужно отметить, что семидесятые годы принесли довольно солидную прибавку в численности учебных заведений в Томске. Только начальных городских школ к 1881 г. здесь насчитывалось пятнадцать[124]. В начале ХХ столетия в Томске насчитывалось около 40 начальных школ, к 1912 г. число их возросло до 70. И все же каждый год немалое количество городских ребятишек получало отказ в приеме в школу из-за отсутствия мест В 1910 году Томская городская дума приняла план всеобщего начального образования, рассчитанный на десять лет: началось строительство новых школьных зданий, из запланированных на первые пять лет 15 школ открылось 12, на остальные не хватило средств. В годы войны с Германией реализация плана замедлилась, а затем и вовсе приостановилась.

В 1884 году в Томске открылось женское епархиальное училище, в котором среднее образование могли получить дочери священнослужителей Томской епархии. В начале XX века в городе появилось три женских гимназии, частные – О.В. Миркович и Н.А. Тихонравовой, и казенная, получившая номер 4 после того, как частные гимназии были преобразованы в казенные. К тому же в Томске появилось среднее реальное училище.

Правда, открытию его предшествовала довольно долгая подготовка. В июне 1873 года, когда в Томске проездом гостил Великий князь Алексей Александрович, гласные городской думы обратились к нему за поддержкой их ходатайства об учреждении в городе реального училища и о разрешении именовать его Алексеевским. Великий князь согласился. Однако дело уперлось в финансы. Поначалу дума обязалась предоставить помещение – солидный двухэтажный каменный дом, но через несколько лет переписки с центральными ведомствами ей пришлось взять на себя и часть содержания будущего училища. По предложению художника П.М. Кошарова, гласного думы, решено было ежегодно выделять из городского бюджета по восемь тысяч рублей с тем, чтобы в проектируемой школе действовало четыре общеобразовательных класса и два специализированных – механико-технический и химико-технологический. Из государственной казны поступало 18 тысяч в год[125].

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Территориальное разделение реки
Территориально в состав бассейна Волги входят Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Ульяновская, Нижегородская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Московская, Смоленская, Тверская, ...

Особенности развития народонаселения и промышленности Томска
Рассмотрение особенностей социального развития Томска начнем с демографических показателей, которые, по мнению исследователей, наиболее чутко реагируют на качество жизни. (Недаром, видимо, широко пуб ...

Значение экологического краеведения
Одним из условий устойчивого развития Туркменистана является формирование нового экологического мышления. Оно вбирает в себя совокупность идей, взглядов, убеждений, чувств, интересов, мотиваций, наст ...