Народное просвещение в Томске
Страница 1

Большую роль в деле народного просвещения сыграл П.И. Макушин, который считал одним из главных своих дел создание Народного университета, в котором могли бы учиться не получившие доступ в казенные учебные заведения. В мае 1905 г. он заявил в городской думе о своем намерении пожертвовать для Народного университета 100 тыс. руб. и внес первый вклад – 10 тыс. Заявление это встретило поддержку томичей, которые вносили небольшие суммы в фонд создания Народного университета. В 1911 году состоялась закладка здания на участке земли, отведенном безвозмездно городской думой, а в октябре следующего 1912 г. произошло освящение Дома науки имени П.И. Макушина, как по желанию жертвователя стало именоваться здание будущего Народного университета.

Однако устав нового учебного заведения был утвержден в Министерстве народного просвещения только в январе 1916 г. Лекции в Народном университете начались в январе 1918 г. и продолжались два учебных года. За пожертвования на Народный университет Томская городская дума удостоила П.И. Макушина в 1910 г. звания Почетного гражданина города Томска, а в 1916 г. такое же звание было поднесено думой министру народного просвещения графу Игнатьеву, утвердившему устав Народного университета.

В январе 1881 года в Томске произошло важное событие: учительницы начальных школ – А. Толкачева, Е. Черепанова, А. Кокшарева, Ф. Трубачева – в ознаменование основания в Томске университета учредили две воскресные школы для народа. Вплоть до 1917 года получали в них первоначальную грамотность, навыки чтения и счета молодые швеи, прачки, ремесленники и фабричные рабочие. Следующий, 1882 год, ознаменовался еще одним важным событием – появлением Общества попечения о начальном образовании. Эта, увенчавшаяся успехом инициатива Петра Макушина, была однако не первой попыткой создания просветительного общества. Еще в 1864 году гимназические учителя, поддержанные губернатором Г.Г. Лерхе, выработали устав Томского общества грамотности. Однако, кочуя из одной бюрократической инстанции в другую, проект устава оказался на столе министра внутренних дел только осенью 1866 г., когда ситуация в стране после первого покушения на Александра II со стороны революционеров-народников резко изменилась. Министр «не признал удобным дозволить» в Томске общество грамотности[122].

В начале 1881 г. гласный Томской городской думы П.И. Макушин, который к тому времени уже год как возглавлял созданную по его же инициативе исполнительную училищную комиссию, предложил на обсуждение своих коллег проект Общества друзей начального образования в г. Томске. Дума нашла проект своевременным и высказалась за то, чтобы городской голова З.М. Цибульский ходатайствовал об учреждении общества[123].

Гласные думы, которых нередко упрекали в нерадении городским интересам, в данном случае отдавали отчет о состоянии школьного образования в городе. К имевшимся с дореформенных времен двум начальным приходским и одному уездному училищу, а также мужской гимназии и духовному училищу и семинарии в течение шестидесятых годов прибавилось лишь одно начальное Владимирское, названное в честь Великого князя Владимира Александровича, и женская Мариинская гимназия, открытая в 1863 г. на средства Сибирского общественного банка. Впрочем, впоследствии на гимназию отпускали средства и из городской казны. И если первоначально располагалась она в пожертвованном для этого доме купца Шебалина, то в 1896 г. для гимназии на городские средства и по проекту архитектора П. Федоровского было выстроено прекрасное вместительное здание.

Если следовать хронологии, то нужно отметить, что семидесятые годы принесли довольно солидную прибавку в численности учебных заведений в Томске. Только начальных городских школ к 1881 г. здесь насчитывалось пятнадцать[124]. В начале ХХ столетия в Томске насчитывалось около 40 начальных школ, к 1912 г. число их возросло до 70. И все же каждый год немалое количество городских ребятишек получало отказ в приеме в школу из-за отсутствия мест В 1910 году Томская городская дума приняла план всеобщего начального образования, рассчитанный на десять лет: началось строительство новых школьных зданий, из запланированных на первые пять лет 15 школ открылось 12, на остальные не хватило средств. В годы войны с Германией реализация плана замедлилась, а затем и вовсе приостановилась.

В 1884 году в Томске открылось женское епархиальное училище, в котором среднее образование могли получить дочери священнослужителей Томской епархии. В начале XX века в городе появилось три женских гимназии, частные – О.В. Миркович и Н.А. Тихонравовой, и казенная, получившая номер 4 после того, как частные гимназии были преобразованы в казенные. К тому же в Томске появилось среднее реальное училище.

Правда, открытию его предшествовала довольно долгая подготовка. В июне 1873 года, когда в Томске проездом гостил Великий князь Алексей Александрович, гласные городской думы обратились к нему за поддержкой их ходатайства об учреждении в городе реального училища и о разрешении именовать его Алексеевским. Великий князь согласился. Однако дело уперлось в финансы. Поначалу дума обязалась предоставить помещение – солидный двухэтажный каменный дом, но через несколько лет переписки с центральными ведомствами ей пришлось взять на себя и часть содержания будущего училища. По предложению художника П.М. Кошарова, гласного думы, решено было ежегодно выделять из городского бюджета по восемь тысяч рублей с тем, чтобы в проектируемой школе действовало четыре общеобразовательных класса и два специализированных – механико-технический и химико-технологический. Из государственной казны поступало 18 тысяч в год[125].

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Перспективы развития Западной Сибири
ЗСЭР обладает огромным потенциалом перспективного развития, но для дальнейшего его развития необходимы большие инвестиции. Переход к рынку без серьезной подготовки вызвал деформацию структуры промышл ...

Органический мир
Биосфера в Антарктиде представлена на четырёх «аренах жизни»: прибрежные острова и льды, прибрежные оазисы на материке (например, «оазис Бангера»), арена нунатаков (гора Амундсена возле Мирного, гора ...

Организация, рост и внешние отношения
Сразу три проблемы, касающиеся первых 10 лет истории сокольства, столь тесно переплетены между собой, что их не возможно понять и объяснить по отдельности. Это вопросы, касающиеся численного роста уч ...