Народное просвещение в Томске
Страница 2

Реальное училище привлекало учредителей своей программой. В отличие от гимназии, где до сорока процентов учебного времени отводилось на классические языки – латынь и греческий, в реальном предполагалось преподавание математики, физики, прикладных дисциплин. В первоначальном варианте проект Томского реального училища был ориентирован на определенную профессиональную подготовку в дальнейшем, однако, училище превратилось в общеобразовательную школу с семилетним сроком обучения.

Алексеевское реальное училище, первое подобное в Сибири, стало одним из главных поставщиков абитуриентов для томских вузов (после 1906 года реалисты получили право поступления и в университет при условии сдачи ими экзамена по латинскому языку). Примечательно следующее обстоятельство: за первые 24 выпуска врачей, произведенные в Томском университете, этого звания удостоились 353 человека, окончившие в свое время гимназии, из них 120, то есть около трети, получили диплом с отличием. Среди 786 врачей, бывших семинаристов отличником был каждый второй. Семнадцать медиков получили среднее образование в реальном училище, и десять из них, то есть 60 % получили в университете диплом с «отличием»[126].

В 1911 г. в Томске открылось второе реальное училище.

Первым профессиональным учебным заведением в Томске не считая духовного училища и семинарии, стало ремесленное училище, открытое в 1883 году на средства Е.И. Королева и носившее его имя. Поступить в училище могли мальчики 12 – 16 лет окончившие начальную школу. Пять лет спустя появилась повивальная школа, куда принимали девушек и женщин в возрасте 18 – 30 лет, имевших начальное образование. На выпускников низших, начальных школ рассчитывались и четырехклассное ремесленное училище, открытое в 1896 году на средства казны и телеграфная школа Сибирской железной дороги, и техническое железнодорожное училище и женская рукодельная школа Общества попечения о начальном образовании. Однако в начале ХХ столетия произошли радикальные перемены: в Томске одно за другим стали открываться средние специальные учебные заведения. В 1901 году приняло первых учеников среднее коммерческое училище, в 1912 г. преобразованное в первый в Сибири политехникум с коммерческим, горным и землемерным отделениями. В 1915 году возникли первые в Сибири средние вечерние технические курсы для подготовки механиков, горняков, землемеров. В 1902 г. появился в Томске учительский институт, готовивший учителей городских школ, так называемых высших начальных училищ. Сложилась система подготовки среднемедицинского персонала – действовали акушерско-фельдшерская и две зубоврачебные школы, повивальный институт, сестринские курсы при общине Красного Креста. Позаботились в Томске и о художественном образовании: открытые еще в 1885 году рисовальные классы Общества попечения о начальном образовании после ряда преобразований превратились в классы рисования и живописи Общества любителей художеств. Одаренная молодежь могла учиться в музыкальных классах при Томском отделении Императорского Русского музыкального общества, в общедоступных хоровых и фортепианных классах при Первом сибирском хоровом певческом обществе или двух музыкальных школах, основанной К.И. Томашинской и переданной позже М.Л. Шиловской и Ф.Н. Тютрюмовой.

В 1900 г., уже после смерти В.М. Флоринского, образованы технологический институт с механическим, химическим, горным, инженерно-строительным отделениями и учительский. Если учесть, что кроме них в Томске действовали две гимназии, реальное училище, духовная семинария, несколько частных школ и различные курсы, то звание «Сибирские Афины» применительно к нему не покажется преувеличением.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Компонентный анализ
Компонентный анализ - метод характеристики целостной сущности явления посредством выявления составляющих его структурных компонентов. Широкое применение получил при изучении систем терминов родства. ...

Факторы размещения производства Северного Казахстана. Инвестиционная политика региона. Промышленные узлы. Горнодобывающая пром-ть и ее роль в развитии экономики РК
В состав Северного Казахстана входят след. области: Акмолинская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская области. Сев. Каз. в основном специализируется на добыче железной руды, угля, произво ...

Природа
Японские о-ва образовались на пересечении нескольких островных вулканических дуг, опоясывающих тихоокеанское побережье Азии. Здесь характерны частые землетрясения, цунами. С движениями земной коры св ...