Народное просвещение в Томске
Страница 2

Реальное училище привлекало учредителей своей программой. В отличие от гимназии, где до сорока процентов учебного времени отводилось на классические языки – латынь и греческий, в реальном предполагалось преподавание математики, физики, прикладных дисциплин. В первоначальном варианте проект Томского реального училища был ориентирован на определенную профессиональную подготовку в дальнейшем, однако, училище превратилось в общеобразовательную школу с семилетним сроком обучения.

Алексеевское реальное училище, первое подобное в Сибири, стало одним из главных поставщиков абитуриентов для томских вузов (после 1906 года реалисты получили право поступления и в университет при условии сдачи ими экзамена по латинскому языку). Примечательно следующее обстоятельство: за первые 24 выпуска врачей, произведенные в Томском университете, этого звания удостоились 353 человека, окончившие в свое время гимназии, из них 120, то есть около трети, получили диплом с отличием. Среди 786 врачей, бывших семинаристов отличником был каждый второй. Семнадцать медиков получили среднее образование в реальном училище, и десять из них, то есть 60 % получили в университете диплом с «отличием»[126].

В 1911 г. в Томске открылось второе реальное училище.

Первым профессиональным учебным заведением в Томске не считая духовного училища и семинарии, стало ремесленное училище, открытое в 1883 году на средства Е.И. Королева и носившее его имя. Поступить в училище могли мальчики 12 – 16 лет окончившие начальную школу. Пять лет спустя появилась повивальная школа, куда принимали девушек и женщин в возрасте 18 – 30 лет, имевших начальное образование. На выпускников низших, начальных школ рассчитывались и четырехклассное ремесленное училище, открытое в 1896 году на средства казны и телеграфная школа Сибирской железной дороги, и техническое железнодорожное училище и женская рукодельная школа Общества попечения о начальном образовании. Однако в начале ХХ столетия произошли радикальные перемены: в Томске одно за другим стали открываться средние специальные учебные заведения. В 1901 году приняло первых учеников среднее коммерческое училище, в 1912 г. преобразованное в первый в Сибири политехникум с коммерческим, горным и землемерным отделениями. В 1915 году возникли первые в Сибири средние вечерние технические курсы для подготовки механиков, горняков, землемеров. В 1902 г. появился в Томске учительский институт, готовивший учителей городских школ, так называемых высших начальных училищ. Сложилась система подготовки среднемедицинского персонала – действовали акушерско-фельдшерская и две зубоврачебные школы, повивальный институт, сестринские курсы при общине Красного Креста. Позаботились в Томске и о художественном образовании: открытые еще в 1885 году рисовальные классы Общества попечения о начальном образовании после ряда преобразований превратились в классы рисования и живописи Общества любителей художеств. Одаренная молодежь могла учиться в музыкальных классах при Томском отделении Императорского Русского музыкального общества, в общедоступных хоровых и фортепианных классах при Первом сибирском хоровом певческом обществе или двух музыкальных школах, основанной К.И. Томашинской и переданной позже М.Л. Шиловской и Ф.Н. Тютрюмовой.

В 1900 г., уже после смерти В.М. Флоринского, образованы технологический институт с механическим, химическим, горным, инженерно-строительным отделениями и учительский. Если учесть, что кроме них в Томске действовали две гимназии, реальное училище, духовная семинария, несколько частных школ и различные курсы, то звание «Сибирские Афины» применительно к нему не покажется преувеличением.

Страницы: 1 2 


Другое по теме: