Королевский театр в Томске
Страница 1

томск социокультурный народонаселение

В 1883 году в Томск прибыл новый губернатор И.И. Красовский. Он был большим театралом, о чем свидетельствовали украшавшие его кабинет портреты многих известных московских актеров, личных друзей Красовского. Узнав, что в городе деревянный, расположенный в одном из зданий военных казарм - манеже, мало приспособленный для хороших постановок театр, губернатор приказал полицмейстеру отыскать подходящее помещение. Полицмейстер обратил внимание его превосходительства опять же на театр- казарму. Красовский, осмотрев манеж, решил, что его вполне можно приспособить под театр. Однако начальник войск Томского гарнизона - генерал Нарский не решился на капитальную переделку манежа, и тогда губернатор обратился за решением к командующему военным округом. Такое разрешение было дано по телеграфу, и работа закипела. Зрительный зал значительно расширили, пристроили боковые ложи, хоры переделали в галерею для простого зрителя. Переоборудовали фойе и гардероб, а главное - соорудили, наконец, нормальную сцену.

Предвидя скорое окончание ремонтных работ, Красовский задержал в Томске небольшую труппу антрепренера А.П. Бельского-Кудряева, ожидающего парохода до Тюмени. Губернатор распорядился подготовить к 8 сентября - дню открытия переоборудованного манежа - спектакль «Горе от ума».

« . К началу спектакля манеж наполнился самою разнообразною публикой. Ложи были заняты семействами, представителями местной администрации и богатым семейным купечеством. В партере в первых же рядах сидели : полицмейстер, жандармский полковник, его адъютант , известные в городе врачи, офицеры батальона, рецинзент местной газеты, словом вся городская наличная интеллигенция. Последние ряды стульев и скамейки занимали: мелкое купечество, приказчики, гимназисты, гимназистки и тот средний люд, который уже спустился с галереи, но до первых рядов стульев еще не дали. Галерка, вновь устроенная на хорах манежа, наполнилась народом »[154]. Томская пресса единодушно отметила, что спектакль прошел гладко. Красовский был доволен удачным началом нового театрального дела – оно сулило ему развлечение на всю зиму. Бельский же радовался небывалому сбору – чистых 700 рублей. В этой труппе было несколько по-настоящему хороших актеров: Велиханов, Тихомиров, Иконников, Рольф – их томский зритель полюбил. Да и репертуар у труппы Бельского был интересным: играли Гоголя, Писемского, Островского, Мея, А.К. Толстого. Но труппа Бельского пробыла в Томске недолго. Манеж же почти не имел отопления, и поэтому зимой театральный зал часто пустовал, труппа уехала в Иркутск.

Весной эта труппа вернулась в Томск, чтобы отсюда с первым пароходом двинуться в Тюмень. Томское купечество шумно и пьяно праздновала в это время Пасху. Бельский ходил с визитами и вечером застрял у купца Тельных. Этого купца, пока он был в пьяном виде, артист Бельский и уговорил дать деньги на постройку в Томске здания для театра.

Красовский, узнав об этом, поехал к Тельных с визитом, поблагодарил его за обещанные деньги. Купец уже забыл о своем обещании, но, польщенный визитом губернатора, отказать не посмел. Губернатор попросил Тельных указать ему, кого еще из купцов можно привлечь к постройке театра, и тотчас же объехал их. Купцы, не желая терять благосклонность нового начальника губернии и казенных подрядов, согласились.

Город узнал о предполагаемой постройке театра.

Узнал об этом и томский миллионер Е.И. Королёв.

Вопрос о постройке театра сдвинулся с мертвой точки и пятеро купцов «с капиталом в 25 тысяч рублей откликнулись на губернаторскую инициативу, связанную с постройкой театра»[155].

Королёв, тем временем, приехал к губернатору с обидой, что его обошли, что им погнушались: Красовский немедленно пошел навстречу праведным претензиям миллионера, и включил его в ряды акционеров. Компаньоны же повели дело так, что Королёв сразу оказался во главе всего предприятия.

Евграф Иванович умел делать добрые и хорошие дела, но только один – безо всякого стороннего участия. Королёв не стал общаться с компаньонами и заявил губернатору, что один выстроит театр - причем каменный, а не деревянный, как было намечено первоначально. 150 тысяч рублей – вот во что обошлась Е.И. Королёву избранная им поза великолепного одиночки.

А пока Королёв строил театр, артист Бельский со своей труппой подвизался в манеже. В сезон 1884 – 85 гг. Бельский впервые в Томске поставил несколько опереточных спектаклей.

Е.И. Королёв, приступая к строительству театра весной 1884 г., обещал сделать всю работу в двухлетний срок. Но уже к осени 1885 года на Московском тракте, позади современного здания ТУСУРа, вырос красивый кирпичный трехэтажный дом, сразу же прозванный в народе «Королевским театром».

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Поверья якутов, связанные с кузнечным производством
Высокое по профессиональному уровню и всестороннее мастерство кузнецов создавало им особое общественное положение. Уважение, с которым относились к кузнецу, граничило с почитанием его почти как свято ...

Опыт зарубежных стран по предотвращению развития теневой экономики
В предотвращении развития теневой экономики России большой интерес представляет зарубежный опыт профилактики этого явления. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Вена, 2002 г.) был создан специальный ...

Русский костюм XIX века. Костюм 1804-1825 годов
Можно сказать, что история европейского Костюма XIX века начинается с революционных событий во Франции конца XVIII века, Принципы, по которым формировался костюм XIX столетия, были заложены именно в ...