Королевский театр в Томске
Страница 2

Зал имел три яруса: ложи, партер, сталь, амфитеатр, галерею, акустика была великолепная.

19 сентября 1885 года состоялось открытие. Первым антрепренером был сам Королев, а ответственным распорядителем - артист Корсаков. Труппа подобралась хорошая, много было способных и даже даровитых артистов: Горбунов. Корсаков, Немирова, Скуратов, Строгова. Ставили пьесы Гоголя, Островского, Ал. Толстого, Сухово- Кобылина, Аверкиева, из западных классиков - Шекспира, Шиллера.

Спектакли в Королевском театре иногда чередовались с литературно-музыкальными вечерами.

В конце восьмидесятых годов изменился зрительский состав, повысились и требования к театру. На сцене появились творения «Драмоделов» - водевили и мелодрамы В. Крылова, А. Потехина, Невежина. Пьесы русских классиков Тургенева, позже Чехова, стали обязательными в репертуаре томского театра.

В это же время Королёв передал антрепризу своему помощнику по административным делам артисту Н.А. Корсакову.

В Томске начали появляться оперные труппы. Уплатив за аренду театрального здания 8 – 9 тысяч рублей, сам Королёв получал чистого дохода до десяти тысяч.

Судьба театра прихотлива и изменчива, и зависит oт мало предсказуемых обстоятельств. Для Королевского театра таким обстоятельством стало строительство Транссибирской железной дороги. Стала преобладать другая масса, другая публика. У многих томичей господствует убеждение, что драма касается таких сторон жизни, которые им самим хорошо известны, и к театру они предъявляют требование дать веселое развлечение.

Эти обстоятельства повлекли материальный урон для антрепренера Н.А. Корсакова. Он после первого неудачного сезона передал антрепризу артисту Крылову.

Крылов был известен в театральных кругах по чрезвычайной неразборчивости в средствах наживы.

В последние годы 19 века антрепризу в Королевском театре держал С. Струйский. Летом 1897 года с труппой в Томск приехала актриса Г.Н. Федотова. С ее участием были сыграны спектакли «Гроза», «Без вины виноватые» Островского, «Укрощение строптивой» Шекспира.

Начало 20-го столетия в театральной жизни Томска было отмечено шумным успехом труппы М.И. Каширина и А.С. Аярова.

Театру грозила опасность. Театр находился напротив собора, купол которого обвалился еще при постройке в 1850 году.

В 1885 году строительство собора возобновилось, но никому не приходило в голову, что театр и собор стоят в недопустимой по законам Российской империи близости друг к другу. В 1892 году в Томск был назначен епископом Макарий Невский. Он заявил протест против того, что вблизи «Храма божия» стоит «дом публичного разврата»[156] – как именовал Макарий театр. Королеву ничего не оставалось, как выстроить между театром и собором длинное трехэтажное здание. Театр отгородили от собора, но не смогли защитить его от преследований епископа Макария.

В 1902 году впервые на томской сцене был поставлен спектакль «На дне» М. Горького. В 1903-м году – «Мещане». За ними томский зритель встретился еще с двумя горьковскими пьесами – «Дачники» и «Дети солнца».

Вот тут то архиепископ Макарий и обрушился на театр.

К зимнему сезону 1905 года в Томск приехала опереточная труппа Тотманова, но волна революционного движения захватила Томск. Театр стал местом митингов и общественных выступлений. 20 октября 1905 года озверевшая толпа черносотенцев с благословления епископа Макария, сожгла здание театра.

Трагедия отразилась на театральной истории города.

Реставрировать здание не разрешили из-за близости к собору.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Опыт зарубежных стран по предотвращению развития теневой экономики
В предотвращении развития теневой экономики России большой интерес представляет зарубежный опыт профилактики этого явления. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Вена, 2002 г.) был создан специальный ...

Население
Демография. По оценке на 1998, из 69,3 млн. жителей Кореи в КНДР проживают 34%, а в РК 66% населения. Средняя плотность населения Кореи в целом – 311, КНДР – 192 и РК – 468 человек на 1 кв. км. Таким ...

Государственное устройство
Япония – конституционная монархия. Император осуществляет определенные церемониальные функции (присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках), но юридически император безвластен и л ...