Королевский театр в Томске
Страница 2

Зал имел три яруса: ложи, партер, сталь, амфитеатр, галерею, акустика была великолепная.

19 сентября 1885 года состоялось открытие. Первым антрепренером был сам Королев, а ответственным распорядителем - артист Корсаков. Труппа подобралась хорошая, много было способных и даже даровитых артистов: Горбунов. Корсаков, Немирова, Скуратов, Строгова. Ставили пьесы Гоголя, Островского, Ал. Толстого, Сухово- Кобылина, Аверкиева, из западных классиков - Шекспира, Шиллера.

Спектакли в Королевском театре иногда чередовались с литературно-музыкальными вечерами.

В конце восьмидесятых годов изменился зрительский состав, повысились и требования к театру. На сцене появились творения «Драмоделов» - водевили и мелодрамы В. Крылова, А. Потехина, Невежина. Пьесы русских классиков Тургенева, позже Чехова, стали обязательными в репертуаре томского театра.

В это же время Королёв передал антрепризу своему помощнику по административным делам артисту Н.А. Корсакову.

В Томске начали появляться оперные труппы. Уплатив за аренду театрального здания 8 – 9 тысяч рублей, сам Королёв получал чистого дохода до десяти тысяч.

Судьба театра прихотлива и изменчива, и зависит oт мало предсказуемых обстоятельств. Для Королевского театра таким обстоятельством стало строительство Транссибирской железной дороги. Стала преобладать другая масса, другая публика. У многих томичей господствует убеждение, что драма касается таких сторон жизни, которые им самим хорошо известны, и к театру они предъявляют требование дать веселое развлечение.

Эти обстоятельства повлекли материальный урон для антрепренера Н.А. Корсакова. Он после первого неудачного сезона передал антрепризу артисту Крылову.

Крылов был известен в театральных кругах по чрезвычайной неразборчивости в средствах наживы.

В последние годы 19 века антрепризу в Королевском театре держал С. Струйский. Летом 1897 года с труппой в Томск приехала актриса Г.Н. Федотова. С ее участием были сыграны спектакли «Гроза», «Без вины виноватые» Островского, «Укрощение строптивой» Шекспира.

Начало 20-го столетия в театральной жизни Томска было отмечено шумным успехом труппы М.И. Каширина и А.С. Аярова.

Театру грозила опасность. Театр находился напротив собора, купол которого обвалился еще при постройке в 1850 году.

В 1885 году строительство собора возобновилось, но никому не приходило в голову, что театр и собор стоят в недопустимой по законам Российской империи близости друг к другу. В 1892 году в Томск был назначен епископом Макарий Невский. Он заявил протест против того, что вблизи «Храма божия» стоит «дом публичного разврата»[156] – как именовал Макарий театр. Королеву ничего не оставалось, как выстроить между театром и собором длинное трехэтажное здание. Театр отгородили от собора, но не смогли защитить его от преследований епископа Макария.

В 1902 году впервые на томской сцене был поставлен спектакль «На дне» М. Горького. В 1903-м году – «Мещане». За ними томский зритель встретился еще с двумя горьковскими пьесами – «Дачники» и «Дети солнца».

Вот тут то архиепископ Макарий и обрушился на театр.

К зимнему сезону 1905 года в Томск приехала опереточная труппа Тотманова, но волна революционного движения захватила Томск. Театр стал местом митингов и общественных выступлений. 20 октября 1905 года озверевшая толпа черносотенцев с благословления епископа Макария, сожгла здание театра.

Трагедия отразилась на театральной истории города.

Реставрировать здание не разрешили из-за близости к собору.

Страницы: 1 2 


Другое по теме: