Татарские поселения и усадьбы
Страница 2

Усадьба

Усадьба (аулэ, аула, ауля, йорт) обычно состояла из трех дворов (тоже называвшихся «аулэ» или «кура»): переднего – чистого, среднего – хозяйственного и заднего – приусадебного. В первом из них ставили жилые постройки, подвал, летнюю кухню, погреб или клеть, очаг с котлом (открытый или с навесом). Хозяйственный двор занимали всевозможные животноводческие постройки: хлева, сараи, навесы, загоны, загородки и т.д. задний двор отводили лишь изредка под небольшой огород, а большей частью вся его площадь застраивалась сооружениями для скота. Здесь же могла быть баня, но чаще она ставилась вне усадьбы – у водоема.

Планировка усадеб

Планировка усадеб сложилась по-разному. Дом ставился в одном из углов парадного двора с окнами во двор, глухой стеной на улицу. Об этом известно по дореволюционным публикациям и у кундровских и юртовских татар. Позднее большая часть жилых строений у всех групп татар была переориентирована окнами в сторону улицы. Относительно последней фасад дома располагался на красной ее линии и нередко несколько отступал от нее, за оградой. Эта особенность наблюдалась у казанских татар, татар-карагашей и юртовских татар. Так о последних в конце XIX в. писалось, что «часть забора перед окнами представляет частокол; словом, так или иначе дом совершенно изолирован от улицы, в чем сказывается обычай восточного человека».

В старых перепланированных усадьбах к жилищу примыкал навес или погреб, которые в свою очередь соединялись зимней мазанной или летней кухней. На некотором расстоянии от них но в одной линии располагались другие мазанки, нары для чаепития под навесом, сараи, навесы и на дальнем конце – большинство животноводческих построек. Тем самым план усадьбы представлял тип однорядной или «Г»-образной застройки. В то же время малое число усадеб имели двухрядный, или «П»-образный тип планировки: на одной стороне двора, за жилищем, повторялся предыдущий план, а другая сторона двора застраивалась по одной линии, но тоже на некотором расстоянии друг от друга летними кухнями, мазанками, навесами и другими хозяйственными постройками. Иногда два-три строения группировали под общей кровлей. Встречались и большие усадьбы, в которых при той же планировке зимние мазанки, летние кухни находились в середине переднего двора.

Усадьба по периметру огораживалась забором (элге). Распространенным его типом был камышовый (камыш коша). Он устраивался из сортированных стеблей (чакы), которые связывали нетолстыми пучками (бушэк). Их верхняя часть перегибалась по краю доски и с помощью специальной палки с ремешком вплеталась особым способом (карагач шал) в стебли. Пучки ставили рядами вертикально, комли несколько вкапывали в землю и зажимали между 2-3-мя парами жердей (билдэмэ). Последние прибивали к столбам (багана). Часто такой забор обмазывали глиной. Наряду с этим в некоторых селениях (Янго-Аскер, Зензели, Курченко) возводили саманные заборы, а у татар-карагашей – плетеные из лозы (талкура). Последними, как известно из сообщения Адама Олеария, астраханские ногайцы еще во второй четверти XVII в. окружали свои селения, расположенные «вне города на известных местах». У карагашей же (д. Татарская Башмаковка) в ограде замечалась интересная деталь, больше ни в одном селении Астраханского края не обнаруженная, но известная в традиции казанских татар Среднего Поволжья: перед домом ставился забор, нижняя часть которого была глухая, а верхняя – в виде ажурной решетки.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Нефтехимические корпорации Китая
Компания SP Chemicals (Китай) в настоящее время ведет переговоры по крайней мере с тремя азиатскими инвесторами о создании совместного предприятия, которое займется строительством первого во Вьетнаме ...

Международное разделение труда и системы мирового хозяйства
Международное разделение труда — объективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно- технического, торгового и иного сотрудничества между всеми ...

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь
Один из пещерных монастырей в Крыму, в пригороде Севастополя — Инкермане. Возникновение монастыря связано со священномучеником Климентом, Папой Римским в 92-101 годах, сосланного императором Траяном ...