Русские народные праздники и игрищаСтраница 1
Нас интересуют в основном народные праздники, отмечаемые с дохристианских времен. Они наполнены славянским мифологическим смыслом, но к сожалению большинство потеряло свой Астрономический смысл. Т.е. отмечаются они не в правильные сроки. Это произошло после христианизации и смены календарей. [8]
Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Земли-Кормилицы.
Тысячи лет природные календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чащах, и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо — Коло Сварога — несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники. [10]
Вот основные из них, самые крупные:
· Карачун – 21/22 декабря. В день зимнего солнцестояния
· Коляда – 25 декабря
· Сретенье – 15 февраля
· Масленица – неделя перед Великим постом
· Родоница – 9-й день после Пасхи
· Семик, Русальи (Зелёная неделя, Русалочья неделя)
· Купало – 22 июня, летнее солнцестояние
· Перунов день – 20 июля
· Весня́нки, сороки, журавли – 22 марта. Равноденствие
· Красная горка – 8е воскресенье после Пасхи
Карачун
День языческого почитания Карачуна
(второе имя Чернобога), отмечаемый в ночь с 21 на 22 декабря, приходится на день зимнего солнцеворота - самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Карачун — божество смерти, подземный бог повелевающий морозами, злой дух, другое имя Чернобога Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.
Коляда
25 декабря светлый бог Коляда побеждает Чернобога и день идет на прибыль. Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем. В это время колядуют, рядятся в разных животных и духов – помогают победить, переломить ход зимы. Светлые боги побеждают и наступает новый год. В сакральном смысле это время соответствует полночи.
Накануне Нового года, дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки[11]
Сретенье
Отмечают 15 февраля. Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
В этот день Ярило (бог весеннего солнца) теряет свою возлюбленную Зимцерлу-Снегурочку. Она тает под весенними лучами. Поэтому это праздник также любви и печали(по ушедшей зиме)
Другое по теме:
Геоэкологические проблемы Сырдарьи и Шардаринского вдхр
Природная среда Казахстана, включающая, в основном, степи, полупустыни и пустыни, а также, уникальные внутриконтинентальные моря и озера, такие, как Каспий, Арал, Балхаш, Зайсан, Алаколь, весьма уязв ...
Традиции и обычаи сватовства на Руси
свадебный обряд русь сваха смотрины В древней Руси была традиция, что для своего сына отец лично выбирал невесту, также отец говорил сыну об этом лично, парень узнавал эту новость буквально накануне ...
История этнонима татар
Впервые этноним «татар» упоминается в рунической надписи на памятнике, установленном в честь государственного деятеля Второго Тюркского каганата Кюль-тегина (732 г.). Эта надпись, содержащая сведения ...