Русские народные праздники и игрища
Страница 1

Нас интересуют в основном народные праздники, отмечаемые с дохристианских времен. Они наполнены славянским мифологическим смыслом, но к сожалению большинство потеряло свой Астрономический смысл. Т.е. отмечаются они не в правильные сроки. Это произошло после христианизации и смены календарей. [8]

Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Земли-Кормилицы.

Тысячи лет природные календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чащах, и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо — Коло Сварога — несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники. [10]

Вот основные из них, самые крупные:

· Карачун – 21/22 декабря. В день зимнего солнцестояния

· Коляда – 25 декабря

· Сретенье – 15 февраля

· Масленица – неделя перед Великим постом

· Родоница – 9-й день после Пасхи

· Семик, Русальи (Зелёная неделя, Русалочья неделя)

· Купало – 22 июня, летнее солнцестояние

· Перунов день – 20 июля

· Весня́нки, сороки, журавли – 22 марта. Равноденствие

· Красная горка – 8е воскресенье после Пасхи

Карачун

День языческого почитания Карачуна

(второе имя Чернобога), отмечаемый в ночь с 21 на 22 декабря, приходится на день зимнего солнцеворота - самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Карачун — божество смерти, подземный бог повелевающий морозами, злой дух, другое имя Чернобога Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.

Коляда

25 декабря светлый бог Коляда побеждает Чернобога и день идет на прибыль. Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем. В это время колядуют, рядятся в разных животных и духов – помогают победить, переломить ход зимы. Светлые боги побеждают и наступает новый год. В сакральном смысле это время соответствует полночи.

Накануне Нового года, дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки[11]

Сретенье

Отмечают 15 февраля. Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.

В этот день Ярило (бог весеннего солнца) теряет свою возлюбленную Зимцерлу-Снегурочку. Она тает под весенними лучами. Поэтому это праздник также любви и печали(по ушедшей зиме)

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Транспортный комплекс Брянской области
Область имеет исключительно выгодно транспортное положение, так как расположена на пересечении путей из России в страны СНГ и изрезана железнодорожными и автомобильными путями, связывающими Россию с ...

Ленинград-Санкт-Петербург
Петербуржцы, ленинградцы, питерцы, и рядом - Санкт-Петербург, Петербург, Ленинград, Петроград: являются ли эти самоименования и имена равноценными и равнозначными? Если да, то почему большая часть пр ...

Исторический очерк Горного Алтая
Первобытно – общинный строй в Горном Алтае. Заселение Горного Алтая первыми людьми происходило через Среднюю Азию, где рано сложились благоприятные условия для жизни человека. Они двигались вдоль гор ...