Русские народные праздники и игрища
Страница 3

На Семик женщины пели особую песню о Костроме и устраивали её «похороны».

Это связанно с печальным мифом о Костроме и Купале. Они – сестра и брат, били разлучены в детстве. Кострома став юной девушкой, не захотела бросить свой венок(то есть выходить замуж). Боги наказали её за дерзость. Венок вылетел из рук девушки, упал в воду. Его подобрал Купало. Кострома не узнала родного брата, обычай же повелел им жениться. После нее молодые узнали, что они брат и сестра.[11]

Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома стала русалкой, или - мавкой. Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка.

Купало, Иван-Купало

Народный языческий праздник, отмечаемый в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и на Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. До крещения праздник Ивана Купалы был приурочен к дню летнего солнцестояния (20-22 июня по старому стилю по UTC в III веке). C принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя— 24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX-XXI веках), так как православная церковь живёт по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию.[11]

Астрономическая дата праздника 21/22 июня.

Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника.

Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.[10]

«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами.

Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.

Главная особенность купальской ночи— очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.

Перунов день

После зачина начинается обрядовый бой «Перуна» с «Велесом», посвященный победе Перуна над Велесом (Перун побеждает Велеса и возвращает стадо небесных коров). По окончании боя воины несут ладью с дарами и ставят на краду. Старейшина, раздевшись, поджигает краду. После того, как костер прогорит, воины насыпают над пеплом могилу и начинают тризну (обрядовые бои на могиле).[11]

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Стратегия развития угольной промышленности до 2020 г.
В «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», утвержденной Правительством РФ в 2003 г. намечены следующие стратегические цели развития угольной промышленности: · надежное обеспечение эк ...

Кугультинов
Давид Никитич Кугультинов (наст. имя Кугультин Дава, калм. Көглтин Дава; 13 марта 1922, селение Абганер Гаханкин Западного улуса Калмыцкой автономной области; ныне — село Эсто-Алтай Яшалтинског ...

Предложения по предупреждению развития теневого сектора экономики Российской Федерации и Красноярскому краю
Для эффективного противодействия преступности в сфере экономики необходимо обеспечить разработку и проведение единой общегосударственной антитеневой политики. Для её разработки можно предложить следу ...