Татарские народные праздники

Известные народные праздники:

· Амиль- 21/22марта

· Сабантуй

· Нардуган

· Джиен

Амиль.

Праздник весеннего равноденствия сохранилось лишь в отдельных районах проживания татар, в частности в аулах Астраханской области. Праздник назывался Амиль (от иранского хэмэл, обозначающий месяц март.

На празднике проводят различные состязания и игры. Борьба и состязания в стрельбе.[15]

Сабантуй

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых.[14]

Первоначальная цель обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

В нем можно выделить следующие этапы:

· приготовление каши для детей из продуктов, собранных ими у населения (дэрэ боткасы);

· сбор детьми крашеных яиц;

· сбор яиц юношами верхом на лошадях и угощение после него (атлы сёрэн);

· сбор ряжеными (мужчинами) яиц (жэяуле сёрэн) — последнее не всегда и не везде;

· сбор подарков для сабантуя (юношами верхом на лошадях);

· майдан — состязания;

· вечерние молодежные игрища.

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба — кэрэш.

Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Также популярны скачки. В программе сабантуя есть игры, требующие ловкость, чутье, а не силу.

Одновременно с борьбой, на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Нардуган

Древний языческий праздник зимнего солнцестояния у татар и некоторых других народов Поволжья. Праздновался 21-22 декабря. О древности этого праздника свидетельствует и его название. «Нар»— означал с монгольского языка «огонь, пламя, солнце», «дуган» («туган»)— с тюркского языка «рожденный», что, возможно, означало начало пробуждения солнца, природы.[14]

Праздник проводится, когда солнце "рождается", то есть после зимнего солнцестояния в конце декабря или в январе. Во время праздника гадают на кольцах, проводят театрализованные представления с переодеваниями до неузнаваемости и с хождениями от дома к дому. У нократских татар дети ходят из дома в дом, распевая куплеты с "алкышами", благопожеланиями.


Другое по теме:

Территориальный центр мониторинга экологической ситуации
Территориальный центр мониторинга экологической ситуации - проект, реализующийся в рамках межправительственного Соглашения между РФ и Германией. Финансирование проекта осуществляется Германией. Откры ...

Антропологическая характеристика
Греки — основное население материковой и островной Греции. В 1992 г. их насчитывалось в стране более 9,72 млн. человек, что составляет 95% населения Греции. Общая численность – 12,4 млн чел. (1992 г. ...

Сельское хозяйство
Общая площадь сельскохозяйственных угодий Брянской области составляет 1,9 млн. га, из них 1,2 млн. га занимают пашни. Развито животноводство – молочно-мясное скотоводство и птицеводство, удельный вес ...