Статьи » Изготовление национального музыкального инструмента с использованием технологии литья » Якутская хомусная музыка и его древняя технология изготовления

Якутская хомусная музыка и его древняя технология изготовления
Страница 3

Учитель труда Соттинской школы Николай Петрович Бурцев былинициатором,созданияусовершенствованных, эстетически

привлекательных, но в то же время звучных хомусов. С годами его хомусы, основанные на расчетах закона упругих тел, акустики, стали отличаться высокой тональностью, а при настройке — своеобразной тембральностью. Хомусы Н.П. Бурцева экспонировались на различных выставках, в том числе и в Монреале. На бурцевских хомусах играют преимущественно девушки и женщины, они весьма удобны для использования в различных ансамблях.

Известный ювелирный мастер Иван Федорович Захаров в настоящее время, развивая идеи и творческий опыт своих предшественников, все свои знания и умения отдает изготовлению хомуса. Он, прежде всего, вместо ковки металла внес технологию литья корпуса инструмента из латуни, серебра и железа. И, наконец, И.Ф. Захаров остановился на оптимальном варианте корпуса из латуни с примесями железа. Хомус с таким корпусом и стальным язычком издает нежные звуки с мягкими обертонами. И с эстетической стороны захаровские хомусы стали весьма привлекательными. Иван Федорович - автор множества сувенирных хомусов, специально изготовленных для выставок и музеев. А массовые сольные его хомусы пользуются большим спросом. Кроме одноязычковых хомусов, И.Ф. Захаров возродил и двуязычковый, который постепенно входит в творческий арсенал якутских хомусистов-импровизаторов».

Иван Егорович Алексеев на основе личной коллекции варганов народов мира, неоднократных встреч с мастерами-кузнецами других стран изучает технологические и структурные особенности якутского хомуса. В это сложное и тонкое дело в качестве научных консультантов он привлекает специалистов разного профиля. Особенно плодотворны и перспективны совместные работы с членом-корреспондентом академии наук России, председателем научного Центра Якутии В.П. Ларионовым. Владимир Петрович исследует металлографические структуры якутских хомусов, вариативность их конструктивных особенностей.

Искусству хомусных мастеров серьезное внимание уделяют и другие ученые, в основном молодые. Видимо, будут и другие исследователи, возможно и мирового уровня. Но во всех этих научно-творческих изысканиях будет значительна роль первого исследователя якутского хомуса - ученого И.Е. Алексеева.

музыкальный якутский хомус литье

Для обоснования проектной работы нужно изучить не только якутский хомус, но и варганы народов мира.

Хомус якутский национальный музыкальный инструмент

В старину у якутов, вплоть до XIX века, широко бытовали различные разновидности варгана "кулуЪун хомус" (камышовый), "мае хомус" (деревянный), "унуох хомус" (костяной). Но постепенно на первый план выходит "тимир хомус" (железный), со временем вытеснив другие разновидности. По-видимому, это можно объяснить ролью хомуса у жизни якутов, когда на первых этапах своего существования этот инструмент выполнял функцию аккомпанирующего ротового бубна в древних культовых обрядах, а затем постепенно входит в повседневную жизнь якутов уже как самостоятельный инструмент. Дореволюционная якутская хомусная музыка занятно отличалось современной своим сугубо личным, интимно-камерным характером звучания.

Во-первых, человек обращался к игре на хомусе в самые тяжёлые минуты горя-"санаар Забыллаах тардыылар".

Во-вторых, игра на хомусе была связана с традицией любовных признаний - "таптыыр киЬитигэр хоЬуйан тардыылар". Эта традиция давала возможность в особой форме иносказательного произнесения текста выразить сокровенное чувства человека, перекликаясь с жанром любовных песен-импровизаций-туойсуу.

В-третьих, через хомус люди могли разговаривать.

В-четвертых, хомус считался любимым инструментом девушек и женщин. На нем они играли хомусные песни, выделив их в особый танец "Хомус ырыата" ("Хомусные песни").

В-пятых, существовала также и традиция коллективной игры на хомусе.

В-шестых, хомус всегда украшал праздники ысыах наряду с традиционными народными песнями и хороводными танцами, прославляющими приход долгожданного лета, после лютых морозов жестокой зимы, восхваляя природу Якутии.

Жанр хомусных импровизаций в старинной манере исполнения "сыыйа тардыы" можно определить как жанр попурри - "ырыа матыыптарын тардыы".

В 1918г. П.Н. Турнин успешно выступил в г. Москве в днях смотра самодеятельного искусства народов РСФСР. И с этого момента якутская хомусная музыка выходит на XXX эстраду. С изменением условий бытования этот инструмент становится сугубо концертным, направляет развитие якутской хомусной музыки по пути виртуозного сольного и коллективного исполнительства. Одновременно с этим сразу остро встает проблема изготовления "этигэн хомуса" (гормозвучного, певучего хомуса).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

История масленицы
Многие полагают, что масленица к вере отношения не имеет, что это народный праздник встречи весны. Ей посвящены все его ритуалы — блины, маскарад, драки и взятие снежного городка. Но вот в православн ...

Судьба семьи после первой мировой
Перед 1-й мировой войной семья Клодтов покинула страну, так как опасалась репрессий по национальному признаку со стороны царских властей. Обосновались в Германии, в город Годенсберг на Рейне, небольш ...

Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез
Данные палеонтологии, археологии, антропологии и лингвистики позволяют заглянуть в очень ранние этапы этногенеза, этнической истории народов. Вслед за представителями этих наук этнологи стараются вос ...