Статьи » Изготовление национального музыкального инструмента с использованием технологии литья » Якутская хомусная музыка и его древняя технология изготовления

Якутская хомусная музыка и его древняя технология изготовления
Страница 4

Основателем импровизационно-концертного стиля якутской музыки является И.С. Алексеев, который не только разработал целый комплекс звукоизобразительных приемов на хомусе, отличающихся техническим совершенством, фантастичностью достигнутых тембральных окрасок, но и воспитавший целую плеяду великолепных исполнителей-импровизиторов. В воспитании хомусистов огромную роль продолжает играть основанный И.Е. Алексеевым в 1961г. ансамбль "Алгыс". Торговых центров Самое большое распространение получили ледогенераторы для бара купить.

В целом, о звукообразительно-импровизированном стиле совершенных якутских хомусистов можно сказать, что этот стиль обогатил якутскую хомусную музыку исполнительскими приемами, типами композиций, близкими к тойукам, песенным жанрам стиля "дьиэрэтии" осуохаю, расширил обертональный ряд якутского хомуса как концертного инструмента - "этигэн хомус", а также поднял вопросы дотирования, т. е. открыл путь к профессионализму. (11)

Технология конструкций варганов у народов Сибири

Благодаря музыкально-этнографическим исследованиям, которые продолжаются уже более двух с половиной веков, у народов Сибири выявлено около шести десятков национальных разновидностей варгана. Вся многообразие конструкций этого инструмента образует 4 органических вида: пластичный, дуговой, пластинчато-дуговой и углообразный. Первые 2 типа хорошо известны этно-органологии и достаточно полно описаны. Они различают между собой по форме и характеру крепления язычка к основе, отсюда и их подразделение на идиоглатические и гетероглатическое.

Разновидность духовного варгана образуется в результате типологии дуги, образующей в районе крепления язычка круглую петельку, либо продолговато вытянутую, либо не имеющую таковой.

Рассмотрим национальные типы варганов, учитывая выше изложенную типологию, при этом вначале будут рассмотрены народы, у которых зафиксирован только один тип варгана, а далее, народы которые сочетают в своей культуре практику интонирования на различных типах этого инструмента.

Пластичный тип варгана в качестве единственной разновидности практикуется у народов западной Сибири и крайнего Северо-Востока. В других регионах Сибири этот инструмент либо сочетается с дуговым типом варгана, либо противопоставляется ему.

Народы, у которых выявлена дуговая разновидность варгана, не имеют такой компактной территории расселения, как культивирующие пластинчатый. С одной стороны, это - таймырские тюрки-долганы, у которых этот инструмент называется баргавун.

Дуговой варган как единственная разновидность также существует в культуре юго-западных тюрков Сибири XXX. У всех названных народов данный инструмент имеет близкое название - хамыс-хомус-комус.

У народов Приамурья известно три типа варгана: два пластинчатых и один дуговой. Пластинчатые варганы могут быть либо со ступенчатыми, либо с клинообразным язычком, причем, оба типа распространены и взаимодействует в данном регионе с равным значением.

У народов Приамурья пластинчатый варган изготавливается (помимо тех материалов, которые указаны в связи с характеристикой нивхского варгана) из барбариса (нанойсы), кедра и лиственницы (удэче ульчи).

У народов центральной Сибири пластинчатый и дуговой варган представлен по типу; пластинчатый со ступенчатым язычком, а дуговой с круглой петелькой.

У якутов оба варианта называется термином "Хомус". Вместе с тем, при определении пластинчатых варганов якуты обычно указывают на тот материал, из которого изготовлен данный инструмент. "КулуЬун хомус" -"камышовый варган", "мае хомус" - "деревянный варган". Обе разновидности пластинчато-дугового варгана - идиоглоический и гетеролотический, а также углообразный варган встречаются только у тюрков южной Сибири.

Варганы народов СНГ, Азии, России

Почти все народы имеют свои национальные музыкальные инструменты. Из них на особом месте стоит варган. Во-первых, он очень древний инструмент: и, во-вторых, забытый или полузабытый, потому и возрождающийся. На карте распространения варгана точками обозначены почти все регионы бывшего СССР. На всей территории республик выявлено свыше 60 наименований варгана в различных вариантах. Наиболее известны разновидности варгана - пластинчатый и дугообразный.

Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную, реже - металлическую пластину. Его язычок вырезывается в середине пластинки.

Дугообразные варганы выковываются из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.

В названии варгана вложены элементы древнейших анималистических понятий.

Например: варам-тун (чувашский) - комар пармупиль (эстонский) - шмель

Распространённый у тюрских народов музыкальный термин «комуз» (в различных фонетических вариантах: кобуз, кобыз, комыс, хомыс и т.д.) обозначает помимо струнных музыкальных инструментов и варган.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Фольклор
Основные жанры фольклора - мифы, легенды, предания, героический эпос ("Гэсэр"), сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Широко распространёнными у бурят (особенно у западных) были эп ...

Фольклор
Первые записи устного народного творчества крымчаков были сделаны самими крымчаками. С середины XIX столетия в моду вошли рукописные сборники "Джонка", форма которых распространялась среди ...

Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района
Это высоко развитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоёмкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок. Главн ...