Статьи » Традиционная культура юкагиров » Народный фольклор юкагиров

Народный фольклор юкагиров
Страница 1

Фольклор юкагиров в жанровом отношении представлен волшебными (чуульдьии) и героическими (ньиэдьиил) сказками. К последним относятся легенды, исторические предания, были, а также охотничьи истории. Кроме того, записано несколько загадок, поговорок, заговоров-обращений к духам-хозяевам. Сведений о наличии эпических сказаний нет. Единственный фрагмент подобного рода – сказка о Петре Бэрбэкине, которая, очевидно, претерпела многочисленными трансформации и подверглась влиянию русского фольклора.

Значительно большую автохтонность сохраняют этиологические сказки тексты о происхождении различных элементов этнического ландшафта, в т.ч. конкретных географических объектов. Известны своеобразные «исторические карты», где показывалось происхождение островов на р. Колыме и некоторых приречных гор.

У лесных (верхнеколымских) юкагиров известны три сказки о происхождении луны и лунных пятен. Согласно одной, в луну превратился бродяга, выпрашивавший еду у людей. Чередование лунных фаз объясняется изменением внешности человека: появляется голодный и тощий, полнеет и радуется, накормленный людьми; вновь голодает, худеет и уходит. В полнолуние в очертаниях лунных пятен видны черты довольно улыбающегося мужского лица. Мужским персонажем луна выступает и в др. сказке, где из жалости принимает к себе девочку-сироту. В третьей сказке лунные пятна интерпретируются как фигуры старика-шамана, наковальни и зайца, унесенные и прилипшие к луне в результате шаманства «всего заячьего народа». Композиционное прочтение изображения, а также присутствие в нем фигуры зайца обнаруживают аналогии в традиционных воззрениях на луну народов Юго-Восточной Азии.

Сюжеты волшебных сказок связаны с мифологией юкагиров, в частности, с космогоническим мифом. У юкагиров известны три варианта этого мифа. Первый записан В.И. Иохельсоном в 1924: ворону, птичку и гагару Христос просит принести землю. Гагара ничего не принесла. Христос рассердился и сделал так, что гагары сносят яйца только на воде. Второй вариант: два брата – Христос и Сатана – плавают по первобытному океану. Христос отправляет Сатану за землей и наказывает: «Землю брать будешь, скажи: прости Христос!» Сатана обращается гагарой, ныряет, берет землю, но забывает сказать нужные слова – земля высыпается у него между пальцами; тогда Христос и Сатана вычищают землю из-под длинных ногтей Сатаны; получается большая гора земли; Христос дует, гора рассыпается – так появляются суша и горы; Сатана ныряет под воду и больше не показывается. Третий вариант, записанный в 1979 Е.А. Крейновичем у нижнеколымских юкагиров на их диалекте, совершенно отличен от двух первых: Хойл – бог – помещает немного земли на спину утки, в середину этой земли кладет щуку и пускает утку плавать; все это покрывается пылью, и так появляется земля.

В системе религиозных воззрений верхнеколымских юкагиров главное божество – солнце. В фольклорных текстах солнечное божество – абстрактный, одушевленный персонаж неопределенной природы, строгий наблюдатель, судья и вершитель. Юкагиры страшились его гнева.

Среди волшебных сказок выделяется цикл (около 10) сказок о гигантском людоеде Чульдии Полут (сказочный старик). Персонажи ряда юкагир. сказок восходят к древнейшим мифологическим пластам (старухи, ледяные старики, Дебегей/Тебегей), символические фрагменты этих рассказов обнаруживают параллелизм в рамках урало-юкагирской языковой общности.

В сказках о животных действуют обитатели тайги и тундры: медведь, росомаха, лось, сев. олень, рысь, лисица, волк. Особенно отмечен образ зайца (тотемное животное), умного, коварного, всепобеждающего. Любопытная черта сказок о животных, а возможно, и юкагир. фольклора вообще – распространенность мотива оборотничества, способности людей превращаться в зверей и птиц и наоборот.

Музыка юкагиров включает несколько различных этнических традиций: фольклорное интонирование вадулов – нижнеколымских, или тундровых юкагиров; одулов – верхнеколымских, или лесных Юкагиров; чуванцев – анадырских юкагиров и фольклорно-музыкальные традиции старорусских поселенцев – марковцев, походцев и устьинцев, сохранивших некоторые уникальные жанры не только русского, но и местного юкагирского фольклора.

Центральное место в музыке вадулов занимает вокальная традиция яхтэ, имеющая несколько жанровых подразделений: яхтэрил – песенные восхваления людей, животных или отд. бытовых предметов; антэтльэл яхтэ – песенное благословение; лёлдэи, лёлдэл – колыбельный напев; мумны яхтэ (песни-отростки) – краткие песенные «воспоминания» некогда продолжит. песенных высказываний; иимуйрукун яхтэ (песня веселого настроения) – песня, исполняемая в состоянии опьянения; помосэсул яхтэ – песня-подражание (повторение чужой песни). Понятия «мелодия» и «голос» у вадулов обозначаются общим термином ангадельил, однако существует довольно тонкая понятийная дифференциация областей звукопроизведения: чэйдиличил – вокальная трель на долгом звуке, льаругал – плавная вибрация голоса и др. В структурном отношении мелодии вадулов представляют собой сочетание декламационного повторения тона одной высоты, скачкообразных переходов к разным высотам (кварто-квинтовая хазматоника), трелеобразного или вибрационного украшения долгого звука, опевания соседних звуков (секундовая и терциевая олиготоника).

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Основные угольные бассейны россии
Кузнецкий угольный бассейн был открыт в 1721г., широко разрабатывается с 1920-х гг. По запасам и качеству углей Кузбасс – один из крупнейших эксплуатируемых каменноугольных бассейнов мира, где на сра ...

Степень соответствия системы хозяйства предпосылкам
В результате топографических и климатических особенностей карты Китая, только 10% земель пригодны для растениеводства. Из них более половины неорошаемые, остальные разделены приблизительно поровну ме ...

Вслед за Раскольниковым
Давайте же пройдемся по тем же улицам вслед за Достоевским. Но не для того, чтобы отсчитать 730 шагов от дома Раскольникова до дома Алены Ивановны или 13 ступенек, ведущих в каморку бывшего студента. ...