Статьи » Традиционная культура юкагиров » Народный фольклор юкагиров

Народный фольклор юкагиров
Страница 2

Звукопроизводящие инструменты вадулов связаны с тремя сферами их социальной жизни: обрядовой, культурно-хозяйственной и музыкальной. К числу обрядовых инструментов, кроме бубна, олицетворяющего собой оленя и являющегося семейной святыней, относятся трубчатые конусные позвонки и колокольчики енгчэ на праздничной и шаман. одежде. Их также привязывали на рога упряжных оленей. Стадным оленям для отпугивания волков в качестве сигнального инструмента привязывали к рогам ботала-погремушки – енгчэ – копытца, деревянные бруски и косточки. Погремушки-обереги – уон ливидий подвешивались на детскую колыбель, сделанные из рыбьего пузыря служили младенцам звуковой игрушкой. Двоякую функцию выполнял фрикционный идиофон пидзенсабурка амон – сухая лопатка оленя с отверстием в центре, куда вставлялась обструганная палочка. Вращением палочки производились «наигрыши»: «лай собаки» (для управления оленьим стадом), звуки, имитирующие звучание бубна и даже песенные мелодии. Собственно муз. инструментом вадулов был юорал нандьвие – «играющий лук», на тетиве-струне которого играли гладко выструганной палочкой-стрелой. Аэрофоны вадулов представлены вертушкой-жужжалкой – мумдэй и вращалкой-гуделкой на нитке – нянмэн чадюнел, с их помощью «ворожили погоду». Известны также тальниковый свисток нянмэн чугурэснубэ; язычковая пищалка из пера птицы – уенг чугурэснубэ; язычковая ленточная пищалка из листа травы или язычковый духовой инструмент из трубчатого ствола травы – улегэнг чугурэснубэ.

Музыка одулов включает несколько сфер звуковой культуры: тонированное и ритмотонированное говорение аннел, кантиленное пение яхтэл, горлохрипение на вдохе и выдохе тунмун хонтол, сигнальное интонирование ляльдзе, подражающее голосам животных, инструментальное интонирование келепша.

Горлохрипение на вдохе и выдохе сопровождает круговой танец лонгдол и состоит из нескольких сигнальных возгласов: «хэ-йэ», «хм-льо», «хи-льа», «хэ-ха», «хм-хо», «хий-ха», «хи-хам», «ху-ха» и т.п. Каждый из участников танца поет как бы свою партию, выбранную из ряда приведенных возгласов, и все вместе они образуют довольно динамичную гетерофонию с фальцетными всплесками и фарингальными хрипами. Иногда на этом фоне появляются голоса солистов с конкретными звукоподражаниями: лебедю, стерху, ворону, глухарю, утке, чайке и др.

Звукоподражательное интонирование играет важную роль в музыкальном искусстве одульских шаманов. «Голоса» зверей, символизирующие «голоса» духов, в шаманском интонировании сочетаются с ритуальным пением – алман яхтал, «пьяной песней» – юммул яхтэ, «грибной песней» – емородоло, напеваемой для стимулирования сексуальной активности, либо «мухоморной» магической песней – шанпайдиэ яхталэ. Шаманские напевы могут сопровождаться звучанием погремушки-колокольчика или бубна.

Звукопроизводящие инструменты одулов функционально дифференцируются на сигнальные, обрядовые и музыкальные.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Особенности формирования населения США
Известно, что понятие «нация» подразумевает историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, а также характера и ...

Болдинская осень
Имя Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связано с Нижегородской стороной и селом Болдино. В имении он провел 3 осени. Первую свою поездку Александр Сергеевич совершил осенью 1830года с целью зал ...

Особенности организации производства на территории
Структура экономики Китая носит явный отпечаток аграрно-индустриального национального хозяйства. Характерная черта современной китайской экономики - зависимость ее от внешнего рынка. По темпам роста ...