Статьи » Традиционная культура юкагиров » Народный фольклор юкагиров

Народный фольклор юкагиров
Страница 2

Звукопроизводящие инструменты вадулов связаны с тремя сферами их социальной жизни: обрядовой, культурно-хозяйственной и музыкальной. К числу обрядовых инструментов, кроме бубна, олицетворяющего собой оленя и являющегося семейной святыней, относятся трубчатые конусные позвонки и колокольчики енгчэ на праздничной и шаман. одежде. Их также привязывали на рога упряжных оленей. Стадным оленям для отпугивания волков в качестве сигнального инструмента привязывали к рогам ботала-погремушки – енгчэ – копытца, деревянные бруски и косточки. Погремушки-обереги – уон ливидий подвешивались на детскую колыбель, сделанные из рыбьего пузыря служили младенцам звуковой игрушкой. Двоякую функцию выполнял фрикционный идиофон пидзенсабурка амон – сухая лопатка оленя с отверстием в центре, куда вставлялась обструганная палочка. Вращением палочки производились «наигрыши»: «лай собаки» (для управления оленьим стадом), звуки, имитирующие звучание бубна и даже песенные мелодии. Собственно муз. инструментом вадулов был юорал нандьвие – «играющий лук», на тетиве-струне которого играли гладко выструганной палочкой-стрелой. Аэрофоны вадулов представлены вертушкой-жужжалкой – мумдэй и вращалкой-гуделкой на нитке – нянмэн чадюнел, с их помощью «ворожили погоду». Известны также тальниковый свисток нянмэн чугурэснубэ; язычковая пищалка из пера птицы – уенг чугурэснубэ; язычковая ленточная пищалка из листа травы или язычковый духовой инструмент из трубчатого ствола травы – улегэнг чугурэснубэ.

Музыка одулов включает несколько сфер звуковой культуры: тонированное и ритмотонированное говорение аннел, кантиленное пение яхтэл, горлохрипение на вдохе и выдохе тунмун хонтол, сигнальное интонирование ляльдзе, подражающее голосам животных, инструментальное интонирование келепша.

Горлохрипение на вдохе и выдохе сопровождает круговой танец лонгдол и состоит из нескольких сигнальных возгласов: «хэ-йэ», «хм-льо», «хи-льа», «хэ-ха», «хм-хо», «хий-ха», «хи-хам», «ху-ха» и т.п. Каждый из участников танца поет как бы свою партию, выбранную из ряда приведенных возгласов, и все вместе они образуют довольно динамичную гетерофонию с фальцетными всплесками и фарингальными хрипами. Иногда на этом фоне появляются голоса солистов с конкретными звукоподражаниями: лебедю, стерху, ворону, глухарю, утке, чайке и др.

Звукоподражательное интонирование играет важную роль в музыкальном искусстве одульских шаманов. «Голоса» зверей, символизирующие «голоса» духов, в шаманском интонировании сочетаются с ритуальным пением – алман яхтал, «пьяной песней» – юммул яхтэ, «грибной песней» – емородоло, напеваемой для стимулирования сексуальной активности, либо «мухоморной» магической песней – шанпайдиэ яхталэ. Шаманские напевы могут сопровождаться звучанием погремушки-колокольчика или бубна.

Звукопроизводящие инструменты одулов функционально дифференцируются на сигнальные, обрядовые и музыкальные.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Борисоглебский монастырь Дмитрова
Борисоглебский монастырь наряду с Дмитровским Кремлем является главным украшением Дмитрова. Точной даты основания монастыря установить не удалось. Поэтому за точку отсчета принято брать 1472 год. Эта ...

Экономика США. Главные районы концентрации обрабатывающей промышленности США
Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79, 4 % — 2004 г. ) создается в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образова ...

История религии и обрядов жителей села
В VII–VIII вв., во время арабских завоеваний, жители Западного Дагестана, в том числе ахвахцы, остаются вне влияния арабов. Начало исламизации Дагестана совпало с миссионерской деятельностью Грузии в ...