Статьи » Народные праздники » Молодежные праздники

Молодежные праздники
Страница 2

С раннего возраста наблюдая за ним, а затем постепенно втягиваясь в его проведение, ребенок получал прежде всего уроки общения и взаимодействия с людьми в коллективе и осваивал свою половозрастную роль. Нужно было действовать, вести себя так, чтобы быть в ладу с остальными, не задевать интересов других, уметь уступать (первенство, например), подчиняться общему ритму и правилам.

Робкий, застенчивый ребенок смелел в хороводе, мог проявить свою активность и способность к пению, к пляске, сценический дар. Становясь более раскованным и открытым для общения, приобретал шанс быть признанным другими участниками игрищ. В процессе непринужденного общения дети и подростки на неосознанном уровне благодаря примеру и собственной активности «присваивали» определенные образцы поведения взрослых. Так, девушки принимали на себя роль хозяек хоровода, отсюда и соответствующий этикет: они затевали его, приглашали для участия в хороводе, вели его и т.п. Дети видели, как нужно все это проделывать, а затем, в подростковом возрасте, девочки повторяли весь ритуал, внося свои элементы.

И хотя хоровод затевался не для воспитания детей, он был тем не менее поучительным. Песни и сценки, предназначенные совсем не для детей, оказывались образовательным средством. Они раскрывали перед детьми целый мир: рассказывали и показывали им, как живет природа, как трудится человек, какие взаимоотношения связывают родственников, как ведут себя люди в разных ситуациях, и многое другое. Из приведенных песен видно, что ребенок, даже не включаясь еще в трудовую деятельность, узнавал именно в хороводе, как пашут и сеют хлеб, как выращивают лен; узнавал о повадках некоторых животных и птиц, например, о том, что воробей вредит урожаю, склевывая зерно. В песнях, посвященных брачной тематике, много говорилось об обязанностях мужа и жены, о взаимоотношениях свекрови и невестки и т.д. И это была своеобразная школа подготовки ребенка к будущей семейной жизни.

Хоровод преподносил детям и уроки этикета: что дозволяется делать, а что осуждается, как вести себя в определенной ситуации, как обращаться к людям. Здесь же приучались соблюдать заведенные порядки и правила.

Огромна роль хоровода в эстетическом воспитании детей: с малых лет они запоминали множество песен и могли исполнять их вместе, овладевали искусством пляски, сценического перевоплощения. Учились различать прекрасное и безобразное. Здесь давался большой простор творчеству и развитию индивидуальности. Готовясь к хороводу, ребенок уже знал, какой должна быть праздничная одежда. А девочки сами ее изготавливали, проявляя при этом эстетический вкус и творчество.

Игры укрепляли физически, развивали чувство коллективизма и взаимозависимости; в сочетании с речитативом они вызывали жизнерадостность, бодрость.

Посиделки и вечерки

В праздники осенне-зимнего периода (капустки, Святки и др.) и в обычные дни проводились посиделки — одна из форм общения молодежи. Собирались на них либо постоянно в одной избе, договорившись с хозяином об условиях предоставления помещения, либо переходили из одной избы в другую поочередно. Девушки начинали ходить на них с 14-15 лет, парни с 16-17. Обычно на посиделках работа соединялась с развлечениями. Но были посиделки только развлекательные или только трудовые (например, во время различных праздников или постов).

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Могильник Аркаим
Могильник Аркаим расположен на левом берегу реки Большая Караганка, в 1-1,5 км к Северо-востоку от поселения Аркаим. Исследовано 5 курганов. Господствующее положение в могильнике занимают крупные, ди ...

Природные ресурсы как важнейшие объекты окружающей среды
Природопользованиекак основная форма взаимодействия между человеком и природой представляет собой совокупность производительных сил, производственных отношений, направленную на использование природны ...

Развитие внешних связей района
Преимущества ЭГП этого района создают удобства для привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения мн ...