Статьи » Народные праздники » Молодежные праздники

Молодежные праздники
Страница 2

С раннего возраста наблюдая за ним, а затем постепенно втягиваясь в его проведение, ребенок получал прежде всего уроки общения и взаимодействия с людьми в коллективе и осваивал свою половозрастную роль. Нужно было действовать, вести себя так, чтобы быть в ладу с остальными, не задевать интересов других, уметь уступать (первенство, например), подчиняться общему ритму и правилам.

Робкий, застенчивый ребенок смелел в хороводе, мог проявить свою активность и способность к пению, к пляске, сценический дар. Становясь более раскованным и открытым для общения, приобретал шанс быть признанным другими участниками игрищ. В процессе непринужденного общения дети и подростки на неосознанном уровне благодаря примеру и собственной активности «присваивали» определенные образцы поведения взрослых. Так, девушки принимали на себя роль хозяек хоровода, отсюда и соответствующий этикет: они затевали его, приглашали для участия в хороводе, вели его и т.п. Дети видели, как нужно все это проделывать, а затем, в подростковом возрасте, девочки повторяли весь ритуал, внося свои элементы.

И хотя хоровод затевался не для воспитания детей, он был тем не менее поучительным. Песни и сценки, предназначенные совсем не для детей, оказывались образовательным средством. Они раскрывали перед детьми целый мир: рассказывали и показывали им, как живет природа, как трудится человек, какие взаимоотношения связывают родственников, как ведут себя люди в разных ситуациях, и многое другое. Из приведенных песен видно, что ребенок, даже не включаясь еще в трудовую деятельность, узнавал именно в хороводе, как пашут и сеют хлеб, как выращивают лен; узнавал о повадках некоторых животных и птиц, например, о том, что воробей вредит урожаю, склевывая зерно. В песнях, посвященных брачной тематике, много говорилось об обязанностях мужа и жены, о взаимоотношениях свекрови и невестки и т.д. И это была своеобразная школа подготовки ребенка к будущей семейной жизни.

Хоровод преподносил детям и уроки этикета: что дозволяется делать, а что осуждается, как вести себя в определенной ситуации, как обращаться к людям. Здесь же приучались соблюдать заведенные порядки и правила.

Огромна роль хоровода в эстетическом воспитании детей: с малых лет они запоминали множество песен и могли исполнять их вместе, овладевали искусством пляски, сценического перевоплощения. Учились различать прекрасное и безобразное. Здесь давался большой простор творчеству и развитию индивидуальности. Готовясь к хороводу, ребенок уже знал, какой должна быть праздничная одежда. А девочки сами ее изготавливали, проявляя при этом эстетический вкус и творчество.

Игры укрепляли физически, развивали чувство коллективизма и взаимозависимости; в сочетании с речитативом они вызывали жизнерадостность, бодрость.

Посиделки и вечерки

В праздники осенне-зимнего периода (капустки, Святки и др.) и в обычные дни проводились посиделки — одна из форм общения молодежи. Собирались на них либо постоянно в одной избе, договорившись с хозяином об условиях предоставления помещения, либо переходили из одной избы в другую поочередно. Девушки начинали ходить на них с 14-15 лет, парни с 16-17. Обычно на посиделках работа соединялась с развлечениями. Но были посиделки только развлекательные или только трудовые (например, во время различных праздников или постов).

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Бакла
Городище Бакла расположилось на живописном северо-восточном конце Внутренней гряды. Было ли удачно выбрано местоположение Баклинского укрепления? Ведь крепость просматривается со всех сторон, и свобо ...

Государственное устройство
КНДР. После того как советская армия заняла Корею в августе 1945, в Северной Корее было объявлено о передаче местных административных функций коалиции корейских патриотов и коммунистов. В октябре 194 ...

Спортивная составляющая
Занятия спортом официально считались основной сферой деятельности «соколов». Это было закреплено в уставе Общества. Источниками знаний о спорте была немецкая литература и опыт древнегреческих Олимпий ...