Статьи » Служилые люди Лебедяни » На охране южных рубежей государства

На охране южных рубежей государства
Страница 3

Кроме малого острога, с запада на север протянулся 400-метровшй большой острог. Перед ним выкопали ров. У городских стен расположились посады с мастеровыми и торговыми людьми. Вне города по слободам в зависимости от воинской принадлежности разместились казаки и другие служилые люди. Их было 1500 человек.

Начиная с этого времени и до конца XVIII века Лебедянский уезд был чрезвычайно велик. В него входила едва ли не половина Липецкой области. На юго-востоке его земли уходили далеко за Липецк и Грязи, а на западе простирались до самого Ефремова.

Вся эта огромная территория была перерезана татарскими, дорогами. Главной дорогой считался Муравский шлях, шедший из глубины Причерноморских степей через Быструю Сосну и выходящий на Красивую Мечу по направлению на Москву. К нему примыкал Изюмский шлях . Золотая Орда по этим дорогам направляла свою агрессию на Русь.

В 1636 году правительство посчитало нужным укрепить Лебедянских казаков новыми кадрами. Лебедянцы долгие годы несли охрану Мещерской стороны на Тамбовщине. Казаки не только охраняли границы Руси на юге, но и частенько сами отправлялись в рискованные походы к Азовскому морю. Краевед В. Елисеев нашел интересный материал о том, как казаки из Данкова и Лебедяни влились в отряд атамана Кондырева и 3 мая 1646 года отплыли в низовья Дона, Всего на семидесяти стругах плыло 3037 человек. При выходе в Азовское море стругов оказалось только 37. Остальные отказались участвовать в походе или в пути утонули. Тем не менее, казаки Подонья оказались у берегов Крыма, хотя еще пять стругов разбились о крымские подводные скалы, а «вольные охочие люди» разбежались во все стороны. Так неудачно закончилось то предприятие.

В старинных документах есть сведения об участии казаков Подонья во взятии Азова в 1640 году. К сожалению, крепость пришлось отдать назад. Россия еще не была готова к войне с Турцией. Видимо, не случайно атаман Дементий Гаврилов сообщал в Москву: «Азов держать нечем; все с наготы и голода разбрелись . и только нынешнего лета пришли к нам две будары с запасом князя Олексеева вотчины Ивана Воротынского из Лебедяни». Весной 1641 года лебедянские казаки доставили в Азов еще два струга с провизией. Но они изменить дело не могли.

Лебедянские крепости с казацкими гарнизонами начинались от устья Матыры и тянулись по реке Воронеж до устья реки Двуречки. Сильнейшими крепостями Лебедянского участка были Добрый и Сокольский. Военизированные строительства различных сооружений опять усилили приток населения как добровольными, так и принудительными способами. Вокруг новых крепостей появились новые слободы. Казаки селились также на необжитых землях далеко к югу от защитного вала.

Хозяйственный прогресс России и развитие торговли оказали существенное влияние и на Подонье. Лебедянские казаки принимали деятельное участие в формировании российского рынка свободной торговли. Население всех донских районов имело тесные связи. Этому способствовала широкая водная дорога. Однако торговцы центра видели в казаках опасных конкурентов, так как их продукция была много дешевле. Они «науськивали» на них царей. Казакам, еще во времена Бориса, сообщается в «Материалах для истории войска Донского», категорически запрещалось приезжать с товарами в Москву и даже к родственникам в «украинные города». Повсюду им было заказано покупать и продавать. Торговцев из Подонья арестовывали, сажали в яму, многих вешали. Михаил Романов счел такие притеснения опасными и в 1615 году позволил казакам повсюду свободный проезд и беспошлинную торговлю.

Лебедянские купцы и казацкие торговцы плавали по Дону беспрепятственно, Донская торговля охватывала жителей всех городов, «из-под которых реки пали в Дон». Торговые люди вывозили с Дона хлеб, красную рыбу - свежую, соленую, вяленую, кожи - зубровые, лосиные, козлиные, шкуры выдр, бобров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Анализ природных туристических ресурсов Свердловской области
Свердловская область – важнейший промышленный регион России – обладает относительно благоприятными туристическими ресурсами. Это уникальные природные достопримечательности: карстовые пещеры, горы, ут ...

Калмыцкий народный праздник – Цаган Сар
Этот древний калмыцкий праздник символизирует гармонию человека и природы, постоянное обновление, бодрость и здоровье. С ним связаны особые чувства народа, надежды на перемены к лучшему, ожидания доб ...

Культура
Исторически искусство маори носило в основном религиозный смысл. Основными его направлениями являлись резьба по дереву или кости, плетение, танцы и татуировка. В связи отсутствием письменности на про ...