Экономическая и социальная география как подсистема географических наукСтраница 7
Понятно, что для изменения структуры российского экспорта, необходимо повысить конкурентоспособность российской продукции, в том числе на внутреннем рынке. А это, в свою очередь, повлияет и на структуру российского импорта.
Сейчас лидерами по объему внешнеторгового оборота с Россией являются страны ЕС, хотя их доля начинает сокращаться. Второе место занимают страны группы Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), внешнеторговый оборот с которыми по результатам 2010 г. увеличился на 37% (по сравнению с 2006 г.), в том числе экспорт - на 16%, а импорт - более чем в полтора раза. По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот со странами СНГ также уверенно растет. За указанный период времени он увеличился почти на 30%, в том числе экспорт - более чем на 20%, импорт - более чем на 40%.
Таким образом, в структуре российского экспорта увеличилась доля стран АТЭС, СНГ и группы прочих стран при сокращении удельного веса стран-членов ЕС. В структуре импорта возросла доля стран АТЭС при снижении удельного веса участников СНГ и ЕС.
Товарная структура российского экспорта демонстрирует сырьевую ориентацию экономики страны. Безусловным лидером экспортной сферы, постоянно укрепляющим свои позиции, является экспорт минерального сырья и в особенности энергоносителей, причем его объемы постоянно увеличиваются. Если в 1995 году доля этой категории в общем объеме экспорта товаров составляла чуть более 40%, то к 2010 году она выросла до 65%.
Металлы и изделия из них являются второй по значению категорией в российском экспорте товаров: российская металлопродукция, хотя и сталкивается во многих странах мира со значительными антидемпинговыми барьерами по доступу на рынки, стабильно остается высококонкурентоспособной - к сожалению, скорее среди продуктов с относительно низкой степенью переработки (хотя и не сырья). Доля металлов и изделий из них по итогам 2010 года составила свыше 15%, и по сравнению с 1995 годом это на 10 процентных пунктов более низкий показатель. Такое сокращения объема экспорта металлов связано, во-первых, с ограничениями, введенными рядом стран на импорт российской металлопродукции, а во-вторых, со снижением масштабов поставок в страны Восточной и Юго-Восточной Азии из-за роста доли китайского проката на эти рынки сбыта (впрочем, как и на все остальные).
Следующими по значимости позициями российского экспорта являются продукция химической промышленности (прежде всего, минеральные удобрения) и продукция машиностроительного комплекса (причем около половины экспорта машин и оборудования приходится на страны СНГ), но доля этих категорий в экспорте тоже сокращается.
Таким образом, в товарной структуре экспорта России доля обработанных товаров крайне мала и более того - неуклонно снижается (в пересчете по методике Всемирного банка соответствующий показатель для России в последние годы не превышает одной четверти).
Можно утверждать, что топливно-сырьевая специализация страны в международном разделении труда, в принципе приемлемая на небольшом отрезке времени и при определенных условиях, до сих пор не эволюционировала в более развитые формы: существующая торговая политика государства не направлена на повышение глубины переработки природных ресурсов, что серьезно ограничивает возможности расширения российского присутствия на мировом рынке и ставит российскую экономику в жесткую зависимость от мировых цен на сырьевые товары. Результаты этого уже проявились в ситуации углубляющегося мирового финансового кризиса и резкого падения мировых котировок на нефть и металлы.
Товарная структура импорта, наоборот, показывает значительную долю продукции высокой степени переработки: наибольшую долю в российском импорте занимает импорт машин и оборудования, причем его доля увеличивалась на протяжении последних трех лет теми же темпами, что росли и мировые цены на экспортируемые нефть, газ и металлы. Как и многие другие страны-экспортеры сырья, Россия на выручаемые от продажи развитым странам средства закупает (преимущественно у них же) высокотехнологичное оборудование и машины, что вряд ли можно назвать дальновидным с точки зрения долгосрочной стратегии экономического развития страны.
Другое по теме:
Грузовые железные дороги северной америки
Перспективы грузовых железных дорог Северной Америки определяются двумя тенденциями: продолжающимся экономическим подъемом в странах континента и глобализацией экономики. Высокие темпы экономического ...
Картографический метод исследования в школе
картографический географический топологический обучение Использование карт в школе должно решать две главные и тесно взаимосвязанные задачи: во-первых, способствовать изучению физической и экономичес ...
Компонентный анализ
Компонентный анализ - метод характеристики целостной сущности явления посредством выявления составляющих его структурных компонентов. Широкое применение получил при изучении систем терминов родства. ...